Пять главных вызовов для России

Экономический рост России обеспечить все трудней. Настоящие рыночные экономики так быстро меняются, что мы со своим ручным управлением не поспеваем. Чиновники Минэкономразвития описали в докладе пять главных вызовов, на которые России придется искать ответы.

Рост глобальной конкуренции

Первыми называются глобальные изменения, которые характеризуются как «крупномасштабные геоэкономические сдвиги». Это подъем новых центров мировой экономики, перенос производств из «старого ЕС» в Восточную Европу, реиндустриализация США, а также быстрое восхождение Китая вверх по технологической лестнице, освоение им все более сложных видов продукции, включая продукцию собственной разработки (авиационную и транспортную технику, вооружение).

Условия конкуренции усложняются: чиновники признаются, что дешевая китайская продукция уже конкурирует на некоторых рынках с российской по технологическому уровню. Перенос в Восточную  Европу части высокотехнологичных производств означает соединение европейских технологий и институтов с восточноевропейскими издержками, сопоставимыми с российскими.

Изменение энергетической географии

Крепость нефтяного фундамента российской экономики слабеет. В среднесрочной перспективе экспорт нефти, в отличие от периода начала 2000-х гг., фактически стабилизируется на уровне 240–250 млн т.  А это значит, что сырьевой фактор не сможет больше оставаться ключевым с точки зрения обеспечения экономического роста. Эти ограничения связаны в том числе с возможностями по добыче нефти на новых месторождениях (Восточная Сибирь, арктический шельф), в результате которых ввод новых мощностей по добыче нефти будет фактически лишь покрывать выбывающие  мощности.

Ввод в эксплуатацию месторождений арктического шельфа и новых трубопроводов позволит наращивать экспорт газа. Однако проблема другая, предрекают в Минэкономразвития: «весьма вероятное изменение энергетической географии мира», связанное с развитием рынка сланцевого газа (включая Европу и США) и развитием энергосбережения. Так что хотя возможности расширения экспорта газа и увеличились, риски дестабилизации рынков в будущем могут усилиться.

В ведущих центрах мировой экономики мода на энергосбережение дает результаты. Так что в целом в мире увеличение спроса на энергоресурсы будет чуть-чуть превышать общую динамику роста мировой экономики. Это может означать, что в перспективе не будет значительного оживления глобальных финансовых рынков, которые ранее стимулировали рост сырьевых цен. В Минэкономразвития предсказывают, что цены на нефть в реальном выражении (в долларах 2000 г.), вероятнее всего, останутся на уровне 2006–2007 гг.

Новый технологический этап в развитых странах

В развитых странах уже начался новый технологический этап, замечают в Минэкономразвития. Теперь в фокусе нано-, био-, информационно-коммуникационные технологии, технологии энергетики (включая атомную и альтернативную), технологии управления энергопотоками и переноса энергии.

А еще могут возникнуть технологии, приводящие к появлению качественно новых продуктов, способных кардинально изменить структуру мировых рынков – либо в результате изменения экономической географии доступности ресурсов (в первую очередь  энергоносителей), либо в результате возникновения качественно новых видов продуктов и услуг, постепенно вытесняющих традиционные виды продуктов.

Это может создать возникновение «закрывающих» технологий, способных привести к ликвидации тех или иных рынков, или к такому изменению технологических стандартов рынка, что производители традиционной продукции окажутся вытесненными с него.

Внутренние социально-трудовые барьеры

В среднесрочной перспективе в России прирост трудовых ресурсов даже при повышении пенсионного возраста и активной миграционной политике будет близок к нулю, честны чиновники. Для этого они предлагают повысить производительность труда в среднем не менее чем на 4–6% в год. Но как это сделать, ответа не дают.

Структурная отсталость российской индустрии

Пока в полной мере на внешнем рынке конкурентоспобными являются только российские производители энергоносителей, металлов, некоторых видов химической продукции, некоторых видов машин и оборудования. Основная масса производств, характеризующих современную экономику (станкостроение, приборостроение, большая часть электротехнических производств и ориентированные на потребителя производства) «из-за неудовлетворительных финансовых результатов не способны восстановить конкурентоспособность».

Стабилизация добычи и экспорта углеводородов в сочетании с низкой конкурентоспособностью российской продукции обрабатывающих производств дает только низкие темпы экономического роста и дестабилизацию торгового баланса.

Из-за низкой конкурентоспособности российской экономики сформировалась закономерность «предпочтения импорта»: прирост импорта примерно в 1,5–2 раза превосходит динамику расширения рынков. А это значит, что объем импорта будет увеличиваться со скоростью порядка 8–10% в год. А в то же время рост экспорта, зависящий от медленно растущих продаж сырья, будет расти низкими темпами, не более 3–5% в год, что создает потенциальную угрозу кризиса баланса по текущим операциям. Приближение к нулю или отрицательное сальдо по текущим операциям спровоцирует отток капитала и, вероятнее всего, вывод средств прямых инвесторов, опасающихся курсовых рисков.

По оценкам Минэкономразвития, при сохранении сложившихся тенденций уровень цен на нефть, обеспечивающий положительное сальдо по текущим операциям, должен увеличиться за три года на треть по сравнению с 2010 г., что является маловероятным.