Почти две тысячи жертв не заставили Россию поддержать санкции против Сирии

Жесткое подавление оппозиции в Сирии привело к созыву Совбеза ООН. Россия впервые жестко осудила насилие, но для принятия резолюции пока оснований не видит

Сегодня ночью в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН по инициативе Германии собирался провести дебаты по ситуации в Сирии. Экстренное заседание потребовалось после воскресного наступления правительственных сил на оппозицию в городе Хама, расположенном к северу от Дамаска. По оценкам местных политических активистов, которых цитирует Bloomberg, в воскресенье погибли до 150 человек. В понедельник разгром оппозиции продолжился и привел к новым жертвам. Всего почти за пять месяцев в Сирии погибли около 1900 человек (данные правозащитной Arab Organization for Human Rights).

Вчера ЕС усилил санкции в отношении Сирии. Великобритания, Франция и Германия с июня пытаются провести через Совбез резолюцию, осуждающую насилие. Однако обладающие правом вето Россия и Китай отказываются рассматривать документ. «Мы должны убедить Китай и Россию, что блокировать резолюцию просто непорядочно», – говорил в середине июля министр обороны Франции Жерар Лонге. Эти страны должны принять общие правила: правительство не должно отвечать на действия оппозиции пушечным огнем, объяснял он в эфире радио RFI.

Но позиция российского президента осталась неизменной. «Я не поддержу резолюцию в отношении Сирии, аналогичную той, что была принята в отношении Ливии, даже если будут просить мои друзья и приятели», – заявил он в конце июля, находясь в Германии. После этого Кремль заявлений по Сирии не делал. Воскресные события вчера прокомментировал МИД, впервые осудив насилие. В предыдущих комментариях ведомство призывало сирийцев к диалогу. Жесткое заявление МИДа не означает изменения позиции России, это тактическое заявление в условиях неопределенности исхода противостояния, уверен эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев. Отказ России сотрудничать с Западом по сирийскому вопросу не приведет к ухудшению взаимоотношений, полагает Минаев. Сирия остается крупным покупателем российского оружия и другой машинотехнической продукции, у «Рособоронэкспорта» с ней заключено контрактов почти на $4 млрд и поэтому Москва должна не допустить санкций в ее отношении, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Санкции против Ирана и Ливии уже привели к потере реальных и ожидаемых контрактов на $10 млрд, говорит он. Опыт Ливии показал, что разорить можно, а восстановить нельзя, Россия вполне логично отказывается «второй раз наступать на грабли», уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Сирийское руководство должно действовать самостоятельно в этой ситуации: у него есть все возможности для подавления оппозиции, но нет политической воли президента.