Немецкий судья отчитал российских на торжествах в Кремле

Председатель конституционного суда ФРГ Андреас Фосскуле упрекнул КС России в сервильности, напомнив про решения в пользу исполнительной власти. По мнению германского судьи, голос российских коллег за последние 10 лет стал тише
А.Махонин

В начале своей 20-летней истории КС РФ принял много важных для страны решений, но в новом тысячелетии его голос стал тише, заявил председатель КС ФРГ Андреас Фосскуле, выступая на торжественном заседании в Кремле, посвященном 20-летию деятельности КС РФ. Он напомнил, что КС [в декабре 2005 г.] одобрил отмену прямых выборов губернаторов, «ослабив тем самым систему сдержек и противовесов». Он также сохранил надзорную инстанцию, разрешив судам пересматривать решения, вступившие в законную силу. Хотелось бы, чтобы КС вернулся к своей бывшей силе, ведь конституционная стабильность – это то, что приходится завоевывать постоянно, отметил немецкий судья, пожелав российским коллегам быть более требовательными.

Впервые КС слышит упрек в сервильности со столь высокой трибуны, до сих пор в Кремле его только хвалили. И вчера президент Дмитрий Медведев в своей речи назвал КС «мощной прививкой от тоталитарных привычек». Даже председатель ЕСПЧ Жан-Поль Коста вчера дипломатично упомянул о «неизбежных противоречиях», которые легко разрешаются при помощи консультаций, а ведь в прошлом году председатель КС Валерий Зорькин объявил о допустимости блокирования КС решений ЕСПЧ.

Участники мероприятия отповедь немецкого коллеги встретили с недоумением. «Замечание Фосскуле выглядит неуместным, – говорит один из судей КС, – обсуждать решения коллег все-таки принято в профессиональном кругу – например, на юридических форумах». Трудно представить себе, чтобы, приехав поздравлять КС Германии с 60-летием, кто-нибудь из российских судей вдруг с высокой трибуны усомнился, правильно ли КС Германии объявил в 1956 г. антиконституционной свою компартию, или подверг критике право судей, надевая мантию, сохранять свою политическую ориентацию и даже членство в партии, рассуждает другой участник форума.

«Некоторый диссонанс» в словах немецкого судьи отметил и представитель правительства в КС Михаил Барщевский. Но это была дружеская, а не огульная критика, констатирует он, и сам Зорькин позднее на банкете подчеркнул: он очень рад, что между коллегами установились такие отношения, которые позволяют не только хвалить, но и критиковать друг друга.

То, что сказано, объективно отражает сложившуюся ситуацию, говорит экс-судья КС Тамара Морщакова: в последние годы изменился статус суда, поменялась сама его правовая основа. Было принято много поправок к закону о КС – отменили выборы председателя КС самими судьями, теперь его будет назначать Совфед по представлению президента на шесть лет. Расширен перечень оснований для увольнения судьи КС. Все это теснее связывает КС с другими ветвями власти, да и сам суд «уже не очень столичное учреждение», отмечает Морщакова.