Инфраструктуру транспорта и связи подчинят одному министерству

Один из вариантов структуры будущего правительства предусматривает объединение министерств транспорта и связи. Это не реформа, а бюрократическое действие, считает эксперт
Д.Гришкин/ Ведомости

Среди кандидатов на должность министра инфраструктуры собеседники «Ведомостей» называют Левитина, его заместителя Олега Белозерова, гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева и замминистра экономразвития Олега Савельева. Самый реальный кандидат, по общему мнению, – Савельев из «Аэрофлота».

О возможном объединении Минтранса и Минсвязи рассказали несколько человек на авиационном и телекоммуникационном рынке. По словам одного из них, тема нового министерства транспорта и связи обсуждается уже несколько месяцев. Подтвердил возможность слияния министерств и федеральный чиновник финансово-экономического блока, но подчеркнул, что решения нет. Идея заключается в создании министерства инфраструктуры, включающего транспорт, связь и, возможно, энергетику, но все это пока на уровне дискуссий, знает человек, близкий к Кремлю.

Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сказала, что не слышала о слиянии ведомств. Представители Минтранса и Минкомсвязи от комментариев отказались. С пресс-секретарем правительства связаться не удалось.

Единое министерство транспорта и связи уже существовало – в структуре правительства, определенной указом президента Владимира Путина 9 марта 2004 г. Министром тогда был назначен Игорь Левитин. Но спустя два месяца Путин снова разделил министерства и вернул руководство Минсвязи Леониду Рейману. Чиновники Кремля и правительства объяснили тогда, что укрупненное Минтранссвязи оказалось непосильной ношей для малоопытного тогда Левитина, да к тому же у Реймана хорошие отношения с Путиным.

Раздельное существование министерств не привело к прорывам. В России всего 8% автомобильных дорог многополосные, только треть федеральных трасс соответствует нормативам качества, а подвижность населения втрое ниже, чем в развитых странах. Левитин не смог убедить правительство в необходимости кардинального роста расходов на дорожное строительство: сейчас это 0,7% ВВП, а нужно вдвое больше, подсчитали эксперты, корректирующие «Стратегию-2020».

На посту министра связи Реймана сменил Игорь Щеголев – он инициировал долгожданную реформу «Связьинвеста»: объединение его региональных «дочек» на базе «Ростелекома». Реорганизация закончилась в апреле 2011 г. и сопровождалась скандалами.

Минэкономразвития и Рейман утверждали, что государство может лишиться контроля над «Ростелекомом».

Гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко обвинил тогдашнего члена совета директоров холдинга Константина Малофеева (оба – миноритарии) в захвате власти в «Связьинвесте». Щеголеву также не удалось провести конкурсы на частоты для четвертого поколения связи.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Представитель Минэкономразвития сказал, что таких предложений Олегу Савельеву не поступало.

«Как и сейчас, нужные решения будут приниматься годами – это не зависит от конфигурации правительства», – комментирует возможное слияние министерств сотрудник компании связи.

«Главное – чтобы работа была организована правильно. То же касается и кандидатов в министры – все будет зависеть от команды и опыта», – уверен топ-менеджер московского аэропорта.

Объяснять административной реформой слияние министерств неправильно, считает Владимир Южаков из Центра стратегических разработок: «К ней оно не имеет отношения. Это чисто бюрократическое действие».