Москва выставила счет Лукашенко на $1,5 млрд

Москва и Минск могут возобновить традиционный нефтяной спор. В обмен на беспошлинные поставки Россия может потребовать $1,5 млрд – это компенсация за экспорт Белоруссией топлива под видом растворителей

Российские нефтяники заинтересованы в сохранении объемов беспошлинной поставки нефтяного сырья в Белоруссию, замечает аналитик Номос-банка Денис Борисов: на заводах в Мозыре и Новополоцке выгодно перерабатывать нефть благодаря их хорошему расположению. Сырье туда поставляют «Роснефть» (4 млн т), «Лукойл» (4 млн т), «Сургутнефтегаз» (3,5 млн), «Славнефть» (3 млн), ТНК-ВР (2 млн). Кроме того, российские компании заинтересованы в приобретении долей в белорусских НПЗ, напоминает он: так, у «Славнефти» (принадлежит на паритетной основе ТНК-ВР и «Газпром нефти») уже есть более 40% в Мозырском НПЗ.

Беспошлинные поставки нефти в Белоруссию до конца 2012 г. и в 2013 г. обсуждали на прошлой неделе профильные вице-премьеры двух стран – Аркадий Дворкович и Владимир Семашко. Как рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с переговорами, Москва поставила одним из условий выплату $1,5 млрд – столько российский бюджет недополучил из-за экспорта Белоруссией топлива под видом растворителей, смазочных материалов и других подобных товаров. Такая же информация и у источника «РИА Новости» в органах государственного управления. Ранее Дворкович говорил, что эти вопросы могут быть увязаны. Конкретные цифры не согласованы, оценка ущерба еще не завершена, осторожен источник в аппарате правительства.

Представители Дворковича и премьера Белоруссии отказались комментировать неофициальные заявления.

С 2011 г. Минск получает российскую нефть и нефтепродукты без пошлин, но взамен обязан отдавать в российский бюджет доходы от пошлины за экспорт всех нефтепродуктов и нефти сверх квоты (1,7 млн т). А вот на произведенные из нефти неэнергетические продукты, например растворители или смазочные материалы, правило не распространяется. Именно их производство пережило в Белоруссии настоящий бум. По данным Белстата, в 2011 г. экспорт растворителей вырос почти в 9 раз до 2,1 млн т с 0,24 млн в 2010 г. За январь – июль 2012 г. – до 3,24 млн т.

Цифры Белстата вызвали подозрения российских властей по нескольким причинам. Во-первых, до «белорусского чуда» 2011 г. весь мировой рынок экспорта растворителей и разбавителей составлял всего 1,5 млн т. Во-вторых, Латвия, в порты которой, по данным Белстата, в 2011 г. ушло 1,5 млн т растворителей, отчиталась о перевалке лишь 0,2 млн т. Зато погрузка топлива выросла по сравнению с 2010 г. на 2,5 млн т. Наконец, в России недосчитались обещанного горючего. По соглашению Минск должен поставлять в Россию 5,8 млн т высококачественных нефтепродуктов, но, по данным Минэнерго, к августу поставил только 112000 т, или 1,9%.

По соглашению в этом году Белоруссия может получить без пошлины 21,5 млн т нефтяного сырья. Правда, правительство России уже решило сократить поставки в IV квартале с 5,2–5,3 млн до 4 млн т. Кроме того, с сентября в Белоруссию не поставляется нафта, из которой делают растворители. По словам двух федеральных чиновников, Белоруссия попросила в 2013 г. увеличить лимит до 23 млн т. В Белоруссии действуют два нефтеперерабатывающих завода мощностью 14 млн т, говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, поэтому целесообразно прокачивать именно этот объем, необходимый для внутреннего потребления.

От президента Александра Лукашенко можно ждать новых обвинений, что Россия ведет себя не по-братски, замечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: наиболее серьезные сложности он может создать через механизмы Таможенного союза, блокируя российские инициативы. Но на серьезный конфликт, как в 2010 г., он вряд ли пойдет, так как отношения с ЕС испорчены окончательно, замечает Лукьянов.