Премьер-министр Италии ополчился против мафии и коррупции

Но успех начинания под вопросом: Сильвио Берлускони обещает отправить правительство Марио Монти в отставку
Сильвио Берлускони и Марио Монти/ A.MEO/ EPA/ИТАР-ТАСС

Год назад Марио Монти возглавил «технократическое правительство» Италии, чтобы вывести страну из затянувшегося долгового кризиса. Однако ему пришлось решать задачи, которые «технократическими» никак не назовешь: коррупция в Италии достигла такого уровня, что Transparency International забила тревогу. Монти провел через парламент закон, который облегчит борьбу с мафией и коррупцией на всех уровнях власти. На споры с парламентариями у премьера ушло несколько месяцев. Но успех начинания под вопросом: бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, осужденный за неуплату налогов, обещал отправить правительство Монти в отставку, лишив его поддержки.

Масштаб проблемы

Правительство Монти вынуждено было защищать новый законопроект, ссылаясь на рейтинг Transparency International: за несколько лет Италия опустилась в нем на 69-е место, встав вровень с Ганой и Македонией. Снижение на одну строчку «означает 16%-ное сокращение объема иностранных инвестиций», - приводили цифры министры. Они цитировали доклад Совета Европы о «всепроникающем и систематическом характере коррупции в Италии». Счетный суд - орган государственного финансового контроля в Италии – выяснил, что из-за коррупции госбюджет ежегодно теряет 60 млрд евро.

В этом году, помимо составления традиционного рейтинга, Transparency International замерила уровень коррупции в 25 европейских странах и пришла к выводу, что средиземноморские государства - Италия, Греция и Испания – давно смирились со взяточничеством и неэффективным расходованием государственных средств. «Страны со слабой антикоррупционной политикой сильнее других страдают от проблем с государственным долгом», – сказал в интервью Reuters Финн Хайнрих, директор по исследованиям Transparency International. Казна получает недостаточно денег от приватизации: объекты достаются «своим» людям. Тендеры выигрывают предприниматели, «дружащие» с чиновниками – часто на невыгодных государству условиях. Чиновники легко избегают ответственности из-за неразвитости аудиторских структур и их подотчетности государству.

В Италии борьба с коррупцией осложняется тем, что политики и чиновники тесно связаны с мафией. «Ндрангета» - крупная итальянская организованная преступная группировка, происходящая из Калабрии - давно уже действует на промышленном севере Италии. Они верны раз избранному стилю. В городе Серрамаццони прокурор получил предупреждение от мафии: ему подкинули отрезанную голову козла. "Совсем как в «Крестном отце»", - вспоминает прокурор, который ведет дело о незаконном получении подряда на общественные работы на сумму 2,7 млн евро. Среди подозреваемых - бывший мэр города.

В сентябре в отставку ушел областной совет Ломбардии – богатейшего района Италии. Один из членов совета, отвечающий за строительство жилья, был арестован по подозрению в том, что на выборах получил поддержку от «Ндрангеты» в обмен на выгодные контракты. Отличилась Ломбардия и коррупцией в сфере здравоохранения. Не лучшим образом вели себя и власти Лацио (области вокруг Рима), транжирившие общественные средства.

План Монти

Несмотря на расширенную трактовку коррупции и увеличения тюремного срока за отдельные преступления, некоторые сочли предложенный Монти законопроект «чересчур слабым»: жестокого наказания он не предусматривает. В ответ правительство указало, что разработанный при поддержке ОЭСР закон направлен на профилактику коррупции, и главное в нем – усиление внутреннего контроля.

Первым делом правительство создаст независимый институт, который займется расследованием коррупции в государственном секторе. Информантам будет гарантирована неприкосновенность. Проведение конкурсов должно стать прозрачным, а расходование государственных средств на местах - взято под контроль. Министр юстиции Италии Паоло Северино предложит дополнительные меры борьбы с отмыванием денег и недостоверным учетом, продлит срок исковой давности и запретит переизбираться политикам, осужденным за уголовные преступления.

Transparency International, привыкшая критиковать итальянских правителей, на этот раз осталась довольна: "Новый закон включает элементы, необходимые для борьбы с кумовством и лоббизмом, захлестнувшими итальянскую политику... Италия нуждается в мощной правовой основе для борьбы с коррупцией. Закон послужит хорошим началом».

Прошлый опыт

Правительство Монти почувствовало, что общество устало от коррупции и диктата мафии, продвигающей в органы власти «удобных» ей людей. В начале будущего года в Италии пройдут всеобщие выборы, и политический ландшафт может измениться до неузнаваемости – как двадцать лет назад, когда в результате коррупционного скандала парламент покинули две крупнейшие партии, христианско-демократическая и социалистическая.

Скандал разразился в 1992 г., когда миланский следователь Антонио Ди Пьетро, возглавивший операцию «Чистые руки», выявил многочисленные нарушения: партии финансировались в обход закона, а партийные функционеры присваивали огромные денежные средства. Потребовался еще год напряженной работы, чтобы вскрыть отлаженную систему повальной коррупции: в парламенте действовало промышленное лобби, связанное с сицилийской мафией, преступные группировки обеспечивали партиям голоса избирателей, видные политики на протяжении долгих лет покрывали мафиози, позволяя им выходить сухими из воды. Партии, которые фактически заправляли распределением госзаказов, брали взятки за раздачу выгодных подрядов.

В 1993 г. итальянцы чуть ли не каждый день узнавали о новых разоблачениях. Под следствием оказалось около 20 000 человек, включая чиновников, партийных боссов и сотрудников известнейших компаний - Fiat, Olivetti, Eni и Feruzzi. Добрались следователи и до Сильвио Берлускони: тот отрицал причастность к даче взяток, а свой концерн Fininvest называл жертвой вымогательства со стороны фискальных органов.

Берлускони приказал министерству юстиции проверить самих следователей. В декабре 1994 г., устав от бездоказательных обвинений в свой адрес, Ди Пьетро ушел с поста руководителя следственной бригады. Спустя 25 месяцев после начала операции едва ли не половина дел была закрыта: исполнительная власть решила не подрывать политическую стабильность и международный престиж Италии.

По словам самого Ди Пьетро, одних полицейских мер для борьбы с коррупцией недостаточно: для победы над «спрутом» нужна целенаправленная, последовательная государственная политика.