Политика
Бесплатный
Елена Виноградова| Екатерина Соболь|Александра Крекнина
Статья опубликована в № 3229 от 13.11.2012 под заголовком: Летайте трезвыми

В самолет запретят проносить купленное в duty free спиртное

Минтранс предлагает полностью запретить пассажирам брать на борт алкоголь даже из duty free. Это существенно повысит безопасность полетов, особенно на дальнемагистральных рейсах, считают в ведомстве
Алкоголь на борту может оказаться под запретом
М.Лысцева / ИТАР ТАСС

Минтранс разместил на своем сайте проект поправок к Воздушному кодексу, одна из которых предусматривает, что «выдача пассажирам алкогольной продукции, приобретенной в розничных магазинах в контролируемой зоне аэропорта или на борту воздушного судна, может осуществляться по окончании полета». Порядок выдачи предлагается определить федеральными авиационными правилами.

Необходимость полного запрета алкоголя в салоне самолетов Минтранс объясняет возросшим в последние годы количеством инцидентов на борту – от отказа выключить электронные устройства до драк с членам экипажа. По данным «Аэрофлота», в 2009–2012 гг. было зарегистрировано 1101 такое нарушение, и, как правило, им предшествовало злоупотребление пассажирами спиртным, указывает Минтранс в пояснительной записке.

В случае если законопроект примут, его выполнение будет обязательно для всех авиакомпаний в России, говорит представитель Минтранса. Как авиакомпании будут перевозить временно изъятый алкоголь, еще предстоит определить – возможно, в специальном отсеке на воздушном судне, говорит он.

Получить комментарии от представителя правительства вчера не удалось.

За запрет алкоголя на борту выступала «Трансаэро», так как у нее много дальнемагистральных рейсов, рассказали «Ведомостям» источники в нескольких авиакомпаниях. «Трансаэро» считает, что введение существующей в ряде зарубежных стран практики, когда пассажиры получают приобретенный в duty free алкоголь после завершения полета, укрепит авиационную безопасность, говорит представитель компании. На борту самолетов «Трансаэро» алкоголь уже не продается, подчеркивает он.

Представители «Сибири» и «Ютэйр» инициативу Минтранса комментировать не стали. Но источник в «Ютэйр» сомневается, что ее легко будет исполнить: у самолетов Airbus320, Boeing737, которые летают на ближне- и среднемагистральных рейсах, например в Европу, нет дополнительных отсеков, куда можно было бы сложить алкоголь. А их создание потребует дополнительных расходов.

Бесконтрольное распитие алкогольных напитков, особенно на длинных туристических рейсах, следует ограничивать, но так, чтобы это не создавало проблем добропорядочным пассажирам и авиакомпаниям, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

«Аэрофлот» считает изъятие алкоголя недостаточно эффективной мерой, говорит представитель перевозчика. Распитие алкогольных напитков в рейсе, кроме тех, что продаются на борту, и так запрещено, но алгоритма контроля за пассажирами нет, напоминает он. Действеннее было бы ввести на уровне закона черные списки пассажиров, которые авиакомпания могла бы публиковать на сайте и, к примеру, уведомлять об эксцессах работодателей дебоширов. Вот эта мера сработает, убежден он: большинство воздушных хулиганов – с достатком выше среднего и хорошими должностями. «Трансаэро» также неоднократно предлагала ввести черные списки и повысить штрафы, говорит представитель компании.

«В международной практике пассажиры, позволяющие себе буйное поведение в состоянии алкогольного опьянения в самолете, привлекаются к административной или даже уголовной ответственности. Если наш штраф в 1500 руб. заменить на подобные меры, мы убеждены, что это будет эффективно и будет работать в нашей стране», – считает председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте «Опоры России» Сергей Выходцев.

На алкоголь приходится в среднем 50% выручки операторов беспошлинной торговли и ужесточение правил его реализации и потребления окажет негативное влияние на индустрию, считает заместитель исполнительного директора ассоциации организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте БОРТ Юлия Мещерякова. «Особенно критично это будет для регионального рынка беспошлинной торговли, где на долю алкогольной продукции приходится до 75% продаж», – считает она. Как следствие, указывает Мещерякова, могут пострадать аэропорты, часть выручки которых формируется за счет арендных платежей от операторов беспошлинной торговли. А на них приходится основная часть неавиационных доходов аэропортов, подчеркивает Мещерякова. У Runway Duty Free, управляющей 20 магазинами в «Шереметьево», «Домодедово» и «Толмачево», продажи алкоголя занимают второе место по объему в общем обороте после косметики и парфюмерии, но в основном покупатели приобретают дорогие спиртные напитки не для распития на борту, утверждает представитель ЗАО «Ариал» (управляет сетью Runway) Оксана Фролова. Поэтому, по ее мнению, введение запрета на продажи не повлияет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать