Новому министру культуры удалось вернуть контроль над госфинансированием кино

Новому министру культуры Владимиру Мединскому, похоже, удалось вернуть контроль над государственным финансированием кино. Кинофонд, через который проходит большая часть денег, провозглашен «экономическим агентом Министерства культуры»
Smartmoney

В этом году, по прогнозу исследовательской компании Movie Research, на фильмы 10 крупнейших кинокомпаний страны придется около 7,5% национальной кассы. Между тем в сентябре на правительственном совете по кинематографии было решено, что, если этот показатель будет меньше 13%, система государственной поддержки кино будет изменена. Вчера участники кинорынка занимались этим на совещании у заместителя председателя правительства Владислава Суркова.

Эта система, кстати, недавно уже менялась. Еще три года назад все деньги на кино шли через Минкульт, но эту схему сочли слишком коррупционной. И после совещания с участием Владимира Путина поддержку кино выстроили вокруг тех самых крупнейших компаний – их финансирует специальный кинофонд. В этом году на финансирование кино в бюджете выделено почти 5,4 млрд руб., из них 3,8 млрд достались фонду, остальное – Минкульту. 60% средств фонда получили лидеры. Продюсер отдает фонду 5% части своего дохода, пропорциональной участию фонда в расходах на производство (продюсеру достается обычно 40% кассы; если фонд дал на фильм половину бюджета, то назад он получит 5% от половины 40% – т.е. 1% кассы).

Фонд должен был стимулировать экономическое развитие отрасли, а не распределять бюджетные деньги безвозмездно, заявил Сурков: «Около 5% возврата – это экономический блеф, это ничего». Поэтому теперь фонд сконцентрируется на поддержке коммерческого кино, а остальные фильмы будут финансироваться совместно с Министерством культуры, говорит Сурков: «Именно Министерство культуры определяет политику в области кино, фонд – его экономический агент, влияние министерства на фонд будет усилено». Сейчас фондом управляет попечительский совет, который возглавляет первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, министр Мединский и его заместитель Иван Демидов – члены этого совета.

Для поддержки коммерческого кино фонд сможет использовать ряд инструментов, полагает Сурков: займы на три года, финансирование в обмен на гораздо больший, чем сейчас, процент возврата, рефинансирование ставки по кредитам и т.д. «Я не сторонник резких изменений, поэтому на какой-то переходный период часть средств фонда – может быть, примерно половина – будет продолжать распределяться безвозмездно, может быть, Министерство культуры будет при необходимости использовать эти средства для фильмов, которые прошли его отбор», – добавил он. Конкретные меры и механизмы новой модели поддержки будут разработаны к началу декабря, пообещал Сурков.

Министерство культуры и сейчас имеет достаточно большой контроль над деятельностью фонда, говорит его управляющий директор Сергей Толстиков: фонд получает деньги не напрямую из бюджета, а через министерство в соответствии со специальным соглашением между министерством и фондом. Фонд ежеквартально отчитывается перед министерством, и министерство в любой момент может проверить его деятельность. «И если этот контроль предполагается усилить, то нужно понять, как именно», – считает Толстиков. Он согласен, что фонду необходимо усиливать экономическую мотивацию для продюсеров, в том числе увеличивать возврат: «На российском кинорынке очень не хватает нормальной конкуренции, продюсеры конкурируют прежде всего за источники финансирования, а не за кассу, но я не понимаю, как и кто будет проводить грань между коммерческим и некоммерческим кино».

«Халявные государственные деньги портят российское кино, – уверен Рафаэль Акопов, президент «Профмедиа» (компания этого холдинга – «Централ партнершип» входит в список лидеров). – Ужесточение условий экономической поддержки пойдет рынку только на пользу, очистит его от лишних компаний, не являющихся бизнесом как таковым, улучшит качество фильмов». Пришло время менять систему господдержки, это требование времени, говорит и гендиректор другой компании-лидера – «Тритэ» Леонид Верещагин.

Совещание собрали для того, чтобы попытаться нейтрализовать негативную реакцию сообщества на изменения, которые подготовило Минкультуры, рассуждает продюсер, один из участников совещания: «Хотя ни разу нам ясно не сказали, что все деньги теперь будет контролировать Мединский, но мы же все понимаем, о чем идет речь. Возражать Суркову, конечно, никто не стал, потому что все понимали бесполезность этого». Если придет к тому, что господдержка снова полностью вернется к Минкульту, мало кто из продюсеров будет рад, уверен он, но все зависит от конкретных мер, ясности по ним пока нет.