Якунин оценил очередной проект РЖД в 928 млрд руб.

Такие деньги требуются на строительство новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань; 70% финансирования обеспечит государство
С.Портер/ Ведомости

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань обойдется в 928 млрд руб., сообщил президент РЖД Владимир Якунин на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного движения. Президент Владимир Путин на этом совещании поручил детально проработать проекты строительства участков высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва - Казань и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер.

"Нужно все детально проработать. Должна быть сформулирована четкая, внятная финансовая и организационно-правовая схема реализации всех этих проектов, просчитаны ожидаемые эффекты от запуска магистралей как для государства, так и для потенциальных инвесторов", - сказал Путин (цитата по "РИА Новости").

Участок высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, по предварительным данным, сократит время в пути с 11,5 до 3,5 часа, отметил Путин. "По предварительным данным, время пути от Москвы до Казани, если мы начнем строить и завершим эту стройку, сократится с 11,5 часа до 3 часов 30 минут", - сказал Путин.

"Другая возможность - это Москва - Ростов-на-Дону - Адлер, и в этом случае движение сократится до 8 часов. Тоже востребованное очень направление", - отметил президент. Путин добавил, что если в первом случае речь идет о круглогодичной востребованности, то во втором - о сезонной.

Как отметил, в свою очередь, Якунин, финансироваться проект должен по принципу частно-государственного партнерства в пропорции 70% - государство и 30% - частный бизнес, сообщает ИТАР-ТАСС. "В развитие инфраструктуры государство вкладывает 70% инвестиций, а бизнес вкладывает 30% для развития того, что называется суперинфраструктурой, то есть поезда и все обустройство, которое там есть", - уточнил Якунин. "Вот это наиболее оптимальное соотношение с точки зрения тех эффектов, которые получило государство", - заявил он. РЖД рассчитывает, что проект ВСМ Москва-Казань вызовет интерес у тех же инвесторов, которые интересовались проектом ВСМ Москва-Сакт-Петербург, пояснил один из участников совещания у Путина. Среди потенциальных инвесторов были немецкая Siemens, французская Alstom, корейская Korea Rail Network Authority, китайская CRCC.

"Общая стоимость проекта – 928 млрд руб., при этом государственный грант - 650 млрд руб., - подсчитал Якунин. - На этапе эксплуатации необходима государственная субсидия в размере 315 млрд руб.". По словам Якунина, это не просто вложенные деньги. "За счет синергетической эффективности проекта доходы государства за вычетом расходов составят 5,3 трлн руб.", - пояснил он.

По словам Якунина, стоимость проезда пассажиров по высокоскоростным железнодорожным магистралям, строительство которых планируется в России, составит от 1 до 10 руб. за километр пути в зависимости от класса вагона. Длина маршрута ВСМ Москва-Казань, как предполагается, составит 803 километра. Таким образом, минимальная стоимость проезда составит 803 руб., максимальная - 8030 руб.

Схема развития высокоскоростного железнодорожного транспорта России, которую представлял Якунин, предусматривает продолжение ВСМ Москва-Казань до Екатеринбурга (ВСМ-2). При этом, возможно подключение к этой трассе Перми, Уфы, Челябинска и Самары, уточнил Якунин. Среди проектов сети ВСМ - магистрали "Центр-Юг" (Москва-Адлер) и Москва-Санкт-Петербург (ВСМ-1, ранее должна была стать первой высокоскоростной магистралью в России).

Осенью прошлого года Минтранс, не найдя денег на реализацию амбициозных планов РЖД по строительству новых путей к чемпионату мира по футболу, предложил организовать не высоко-, а просто скоростное сообщение на трех, а не восьми направлениях за 410 млрд руб., а не 2,6 трлн.

В апреле РЖД сообщила, что включила проекты развития скоростного и высокоскоростного движения в генеральную схему развития железнодорожной отрасли до 2020 г. Согласно обновленной генсхеме объем вложений в развитие, обновление инфраструктуры и парка тягового подвижного состава потребует 7-11,6 трлн руб. В предыдущем варианте генсхемы до 2020 г. (одобрена весной 2012 г.) объем инвестиций оценивался в 5,7 трлн руб.

До 2030 г. РЖД предлагает построить более 4000 км высокоскоростных линий и 7000 км скоростных путей, добавил Якунин. Скоростными и высокоскоростными поездами ежегодно будет перевозиться более 20 млн человек, говорится в генсхеме РЖД до 2020 г. Это в пять раз выше показателей прошлого года: пассажиропоток скоростного поезда «Сапсан» в 2012 г. составил 3,5 млн человек, поезда «Аллегро» — 350 000 человек.

В 2011 г. РЖД просила чиновников до 2015 г. выделить на развитие инфраструктуры более 400 млрд руб. Если государство не выделит запрошенные деньги, РЖД в 2015 г. не сможет вывезти 230,8 млн т грузов, а бюджет в течение 2011-2015 гг. недополучит в виде налогов, таможенных пошлин, платежей во внебюджетные фонды самой железнодорожной монополии, ее поставщиков и грузоотправителей 162,4 млрд руб., подсчитала тогда компания.