Ходорковский: я ценю, что Путин не тронул семью

Экс-глава ЮКОСа провел две пресс-конференции в Берлине, в ходе которых сообщил, что будет бороться за свободу политзаключенных; он также рассказал о содержании своего письма Владимиру Путину
Markus Schreiber/AP

Михаил Ходорковский не испытывает ненависти к Владимиру Путину и ценит то, что его преследование не повлекло за собой отдельных проблем для его семьи. Об этом экс-глава ЮКОСа заявил в ходе расширенной пресс-конференции, которую он дал в Музее Берлинской стены в воскресенье.

Комментируя предложение Игоря Сечина взять Ходорковского на работу в "Роснефть", экс-глава ЮКОСа в шутку предложил ему поработать на его месте в колонии. "Причем я не желаю ему, чтобы это продолжалось так долго, как у меня. Даже полугода ему будет достаточно, чтобы понять, на что вообще способен человек после такой работы. Но это будет не более чем взаимная шутка", - сказал Ходорковский в интервью "Дождю". Он называл Сечина главным заказчиком дела ЮКОСа. Ходорковский признался, что не может не испытывать эмоций в отношении своих гонителей, однако намерен двигаться вперед.

Как рассказал Ходорковский "Ведомостям", в личном письме Путину, написанном в ноябре, он попросил о помиловании в связи с тяжелым заболеванием матери. Также он попросил разрешения сразу же после освобождения выехать за границу. В письме он пообещал не заниматься политической деятельностью и не претендовать на активы ЮКОСа. Никаких условий ему не ставилось, подчеркивает Ходорковский.

В ходе пресс-конференции Ходорковский отказался давать совет западным политикам, как им строить отношения с Путиным. Он назвал российского президента "непростым человеком" и призвал помнить, что в России остаются политзаключенные. Также Ходорковский не стал призывать к бойкоту Олимпиады в Сочи. По его словам, "это праздник спорта, который не нужно портить", но, по его словам, важно, чтобы Олимпиада не стала "персональным праздником Владимира Путина".

Отвечая на вопрос о судьбе Василия Алексаняна, Ходорковский заявил, что считает его болезнь и смерть результатом действий "конкретных исполнителей". Их имена экс-глава ЮКОСа называть не стал, но подчеркнул, что они ему известны.

На встрече с узким кругом журналистов, которая состоялась до пресс-конференции, Ходорковский заявил, что не намерен заниматься политикой в форме борьбы за власть, но планирует посвятить себя общественной деятельности и будет добиваться освобождения политзаключенных - не только связанных с делом ЮКОСа.

Днем, отвечая на вопрос, был ли у него личный конфликт с Путиным, Ходорковский сказал, что после тяжелого разговора с Путиным на совещании 19 февраля 2003 г. ему передали, что "будут проблемы". Для Ходорковского такая резкая реакция Путина была неожиданной, поскольку это выступление было согласовано с руководством администрации президента. Ходорковский признал, что не был готов взять свои слова обратно: "Наверное, это плохое качество, особенно для политика".

По словам Ходорковского, он не собирается быть лидером оппозиции и участвовать в российской политической жизни. Он подчеркнул, что никогда не давал оснований думать, что станет новым Нельсоном Манделой. По словам экс-главы ЮКОСа, если кто-то думал иначе, то ему это безразлично.

Ходорковский не видит сильного лидера у оппозиции, но надеется, что таковой появится, "иначе это будет воспроизводством системы, где все завязано на одного человека". По его словам, ему хотелось бы, чтобы люди брали на себя больше ответственности за свою жизнь и за жизнь страны, а не ждали вождя, который скажет, "как надо".

Финансировать оппозицию, как следует из его слов, Ходорковский не собирается и не хотел бы, чтобы люди воспринимали его как возможного спонсора оппозиции, каким, например, был в свое время ЮКОС.

Своего нынешнего бизнес-состояния Ходорковский не представляет. «У меня больше нет бизнеса с моими бывшими партнерами, - констатировал он. - Но на жизнь мне точно хватит, мне много не надо».

В числе причин, по которым он пока не может вернуться в Россию, Ходорковский упомянул иск о взыскании с него и Платона Лебедева 17 млрд руб. Иск, поданный Министерством по налогам и сборам, был удовлетворен в 2005 г. Решение суда до сих пор не отменено, несмотря на то что этот вопрос поднимался в прошлом году уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным.

По словам экс-главы ЮКОСа, принципиальным для него было непризнание вины: "Было бы неправильно сказать, что если бы у мамы все было в порядке, я бы не подписал бумагу без признания вины". "Я никогда не говорил, что для меня неприемлемо написать формальную бумагу о помиловании", - напомнил Ходорковский. Предложение составить такое ходатайство он получил от экс-главы МИД ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. По словам Ходорковского, это предложение ему передали адвокаты 12 ноября.

О предстоящем помиловании Ходорковского Владимир Путин сообщил после большой пресс-конференции в Центре международной торговли в четверг. Уже в пятницу экс-глава ЮКОСа был освобожден из колонии в Карелии и на частном самолете вылетел в Берлин. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в субботу заявил, что Ходорковский волен вернуться на родину.

В субботу в Берлине Ходорковский встретился с родителями и увиделся с сыном Павлом и четырехлетней внучкой.