Налог с продаж еще может появиться в 2016 г.

Минфин смог свести бюджет, обойдясь без налога с продаж в 2015 г. Но уже в 2016 г. он может появиться - для пополнения дорожных фондов
Андрей Махонин/ Ведомости

Вчера правительство одобрило проектировки бюджета на 2015-2017 гг. (см. инфографику с основными параметрами). Принципиальные для бюджета вопросы обсуждались до позднего вечера в среду на совещании у президента Владимира Путина, в том числе - давать ли регионам право вводить налог с продаж. Правительство поднимать нагрузку не хотело, но предпочло заручиться поддержкой президента, который до этого дважды одобрял налог, рассказывали федеральные чиновники. В итоге бюджетные проектировки составлены без налога с продаж, сказал министр финансов Антон Силуанов (цитаты по «Интерфаксу»).

В сентябре Силуанов неоднократно говорил, что Минфин и не рассматривал налог с продаж в качестве инструмента повышения доходов регионов. Из-за низкой собираемости он принес бы от силы 30 млрд руб. в год, и получили бы их мегаполисы - Москва, Санкт-Петербург, Московская область, объяснял чиновник Минфина. Правительство Москвы видело в этом налоге источник средств для инфраструктуры, рассказывали разные чиновники.

Проблемы регионов решены не налоговым, а бюджетным способом: Москве и Московской области обещана помощь из федерального бюджета. В 2015 г. Москва получит 32 млрд руб., в 2016-2017 гг. - по 45 млрд, рассказал Силуанов, Подмосковье - 18 млрд. Также средства будут изысканы за счет перераспределения финансирования программы развития транспортной системы, добавил он.

Однако идею налога с продаж окончательно не похоронили, говорят чиновники. Точно решено не вводить налог в 2015 г., но в каком-то виде он может появиться в 2016 г. и стать источником пополнения дорожных фондов, рассказывают два федеральных чиновника. Идея обсуждалась в Кремле, сообщает один из них. Еще один чиновник это опровергает. Но информацию подтвердил «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Это [введение налога с продаж с 2016 г.] одна из идей, которая обсуждалась в правительстве и докладывалась в администрацию президента». Решение еще не принято, подчеркивает Песков. Весь трехлетний бюджет считается без налога с продаж, о чем и сказал министр финансов, лаконична пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Идея собирать с розничных сетей средства в фонды на развитие дорожной инфраструктуры обсуждалась давно, но в последнее время в разговорах с чиновниками не звучала, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Чиновникам, курирующим транспорт, не известно о таком обсуждении.

Региональные дорожные фонды вновь заработали в 2012 г. Основной источник их наполнения - топливные акцизы. Благодаря фондам в 34 регионах финансирование дорожного хозяйства выросло в 2-4 раза, подсчитывала ассоциация «Радор». Но для решения проблем дорожного хозяйства денег в фондах оказалось недостаточно: по расчетам «Радора», в прошлом году в региональных фондах было лишь 14,3% от суммы, необходимой по нормативам для содержания и ремонта дорог.

В конце 2012 г. Путин поручил правительству удвоить темпы строительства дорог - за 2013-2022 гг. построить и реконструировать вдвое больше, чем в 2003-2012 гг. Чтобы выполнить поручение, региональный дорожный фонд пришлось бы увеличить как минимум втрое, говорил тогда один из губернаторов: но где найти источники - непонятно.

С тех пор о новых источниках речь всерьез не шла, а законы математики не изменились, иронизирует федеральный чиновник. Регионы с первого же года отстали от графика: так, в 2013 г. надо было бы построить и реконструировать порядка 2000 км региональных дорог, а удалось лишь немногим более 1500 км. Минтранс уже предупредил, что регионы рискуют не выполнить поставленную президентом задачу.

Чиновники начали думать, как все-таки выполнить задачу при ограниченном финансировании: обсуждалось введение специального коэффициента, чтобы при расчете прироста протяженности сети учитывать мосты, развязки и другие капиталоемкие сооружения, рассказывали федеральные чиновники финансово-экономического и транспортного блоков. Второй вариант - продлить срок, отведенный на выполнение задачи, на несколько лет.

Выполнение поручения по дорогам будет одной из тем на следующем заседании госсовета, говорят два федеральных чиновника. Оно пройдет 8 октября в Новосибирске, следует из распоряжения президента (опубликовано на pravo.gov.ru).

Одним из недостатков налога с продаж всегда называли сложность в администрировании, рассуждает человек, близкий к Минтрансу. А для дорожных фондов очень важна прогнозируемость поступлений и хорошая собираемость, именно этим и хороши топливные акцизы, напоминает он.