Братьев Навальных допросили о друзьях и родственниках

Олег и Алексей Навальные/ Денис Абрамов/ Ведомости

Вчера в Замоскворецком райсуде Москвы были допрошены Алексей и Олег Навальные, обвиняемые в хищении и легализации средств, полученных от компании «Ив Роше» за оказание транспортных услуг. Алексей Навальный, в частности, обратил внимание суда на то, что это дело было заведено через три дня после того, как он призвал своих сторонников выйти на несогласованный митинг на Лубянской площади. «Очевидно, что дело было возбуждено, чтобы запугать тех, кто зовет на митинги, а также надавить на моих родственников», - сказал оппозиционер. Второй причиной появления дела он назвал стремление ограничить его антикоррупционную деятельность - в ходе процесса были арестованы акции Навального, благодаря которым он мог отслеживать коррупционную составляющую в работе крупных российских компаний.

Олег Навальный рассказал о создании компании «Главподписка» и ее сотрудничестве с «Ив Роше» и Многопрофильной процессинговой компанией, которым якобы был нанесен ущерб. По его словам, никаких претензий со стороны «Ив Роше» не было: «Если бы не следствие, уверен, мы бы до сих пор вместе работали».

Прокуроров интересовало, как Алексей Навальный передал своему брату «Главподписку» и работали ли там еще какие-то их родственники. Судью больше занимали вопросы о Кобяковской фабрике по лозоплетению, через которую якобы Навальный легализовал похищенные деньги, - это семейное предприятие, где работают отец и мать Навальных. Алексей Навальный сообщил, что в 2010 г., узнав, что поступил в Йельский университет, он попросил родителей оплачивать аренду офиса, в деле же это «подается как легализация денежных средств».

Из вопросов судьи следует, что она намерена вынести обвинительный приговор, считает адвокат Навального Вадим Кобзев: «К примеру, она спрашивает, был ли у «Главподписки» офис, а офиса в понимании «стол и секретарша» не было - она себе это отмечает, чтобы потом сослаться на это в приговоре». Судья и обвинение задавали вопросы, которые выясняют для обвинительного заключения, согласна другой адвокат Навального - Ольга Михайлова: «Но в нынешних реалиях другой приговор сложно представить - хотя, согласно материалам дела и показаниям свидетелей, никаких доказательств мошенничества нет и прокуратура должна отказаться от обвинений, но это сделано не будет».

Суду осталось провести прения и выслушать последнее слово обвиняемых. По словам пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, приговор могут вынести уже на следующей неделе - «если, конечно, не захотят объявить его 30 декабря».