Бизнес попросил особого порядка возбуждения «предпринимательских» дел

Если предложения Бориса Титова не вызовут отторжения общественности, они вполне реализуемы, считают эксперты
Борис Титов/ Е. Разумный/ Ведобости

Требуется специальная процедура возбуждения и расследования уголовных дел против бизнесменов, а сами они должны получить право на суд присяжных - такие предложения содержит «6-й пакет по гуманизации уголовного законодательства», которые бизнес-омбудсмен Борис Титов, как ожидается, представит президенту Владимиру Путину в мае.

В УПК должно появиться новое понятие - «преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности», следует из тезисов доклада (есть у «Ведомостей»). 

В нем отмечается, что сейчас понятие «предпринимательская деятельность» суды толкуют по-разному, в итоге  за одни и те же действия может последовать разное наказание. Установить четкие критерии, предотвращающие произвольное толкование, не удалось и Верховному суду, который в 2013 г. попытался это сделать в соответствующем постановлении своего пленума. В результате по-прежнему высок риск неправильной квалификации уголовных дел, нарушения порядка их возбуждения и незаконного избрания меры пресечения в виде содержания под стражей.

Также бизнес-омбудсмен настаивает на введении новой отдельной главы Уголовно-процессуального кодекса, посвященной особенностям производства по уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности. Возбуждаться такие дела должны только с санкции прокурора либо руководителя следственного органа. Обязательным должно быть приобщение к материалам дела экспертизы, проведенной по инициативе стороны защиты.

Действующий УПК и сейчас предусматривает исключительные условия, связанные с производством таких дел, в частности, запрет на арест предпринимателей, отмечается в комментариях к инициативе. Но, как показывает практика, этого недостаточно для преодоления чрезмерного давления на предпринимателей.

Также бизнес-омбудсмен убежден, что подсудимые предприниматели должны получить право на рассмотрение их уголовных дел судом присяжных. Это объясняют тем, что сейчас суды и следствие не уделяют достаточного внимания вопросу установления умысла при совершении экономических преступлений, между тем именно наличие умысла является ключевым при их квалификации.

Руководитель секретариата центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Сергей Таут говорит, что по всем вошедшим в «6-й пакет» инициативам уже разработаны соответствующие законопроекты. Кроме того, идея о смягчении уголовных наказаний за преступления в сфере предпринимательской деятельности поддержана Минэкономразвития (речь идет о прекращении уголовного преследования за экономические преступления небольшой и средней тяжести, если преступление совершено впервые, а ущерб возмещен и уплачен однократный штраф государству). А предложения по расширению компетенции суда присяжных готовились совместно с Советом по правам человека при Президенте.

Член комитета Госдумы по уголовному законодательству Сергей Фабричный («Единая Россия») называет предложения Титова «обсуждаемыми». Он напоминает, что в свое время уже был особый порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям, но от такой практики в итоге решено было отказаться. Но идея стимулирования деловой активности чрезвычайно актуальна, и, если предложения бизнес-омбудсмена не вызовут отторжения общественности, они вполне реализуемы. «Когда речь шла об амнистии капиталов, в нее тоже не все верили», - вспоминает депутат.

Председатель некоммерческого партнерства "Бизнес солидарность" Яна Яковлева говорит, что в уголовное законодательство давно пора ввести базовые понятия из сферы бизнеса — пока суды трактуют намерение получить прибыль как «крысиный интерес», ситуация не изменится. Но слово «гуманизация» опасно, предупреждает она: тут же появятся вопросы о том, почему бизнесмены должны получить послабление.