Король Саудовской Аравии выбрал нового наследника престола

Его решение может свидетельствовать об ослаблении связей между Эр-Риядом и Вашингтоном
Кадровые перестановки в Саудовской Аравии знаменуют историческую смену поколений в престолонаследии/ Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд/ Reuters

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд в среду неожиданно объявил о смене престолонаследника и сделал ряд кадровых изменений в правительстве. Титул кронпринца перешел от единокровного брата короля, принца Муркина, к его племяннику Мухаммеду ибн Наифу аль-Сауду, который до этого был вторым в очереди на престол.

Эти перестановки открывают путь к трону следующему поколению королевской семьи, пишет Financial Times. Мухаммед ибн Наиф станет первым из внуков короля – основателя Саудовской Аравии Абдул-Азиза, которому должен будет достаться трон. Работая в министерстве внутренних дел с 1990-х гг., он сыграл важную роль в борьбе с терроризмом в стране. Это важно сейчас, когда террористическая угроза на Ближнем Востоке снова выросла. Только во вторник в Саудовской Аравии были арестованы 93 человека, в том числе 61 саудовец, которых обвиняют в связях с «Исламским государством».

После Мухаммеда ибн Наифа главным претендентом на трон станет Мухаммед ибн Салман, 30-летний сын нынешнего короля, который занимает пост министра обороны и руководит королевским судом. Именно он командовал военными действиями Саудовской Аравии против мятежников-хуситов в Йемене.

Сам король Салман пришел к власти в январе этого года после смерти своего старшего единокровного брата короля Абдаллы. Это случилось в непростое для Саудовской Аравии время, поскольку цены на нефть упали, а угроза исламского экстремизма в регионе выросла. Покойный король Абдалла в марте 2014 г. назначил кронпринцем Муркина. Дипломаты ожидали, что он недолго сохранит этот титул, но немногие предполагали, что новый наследник будет выбран так быстро.

Такие перестановки вряд ли обрадуют Вашингтон, отмечает The Wall Street Journal. В США приветствовали политику покойного короля Абдаллы, который отменял консервативные ограничения. Но сделанные королем Салманом перестановки означают, что Саудовская Аравия становится более независимой от США. Об этом свидетельствует и военная кампания страны в Йемене. «При короле Абдалле у нас не было иностранной политики, мы просто наблюдали за разворачивающимися перед нашими глазами событиями в Йемене», – говорит саудовский социолог Халида аль-Дахли (цитата по WSJ).

Это мнение разделяет политолог Абдалла аль-Шаммари: «При короле Абдалле не было настоящих реформ, а только фальшивый либерализм. Саудовская Аравия – это центр ислама. Быть либеральными – не наш выбор. Когда страна попытается быть либеральной, она рухнет».

Также были произведены перестановки в правительстве. Министром иностранных дел вместо Сауда аль-Фейсала, занимавшего этот пост последние 40 лет, назначен Адель аль-Джубейр, который до этого был послом королевства в США. Министр труда Адель Факих, которому приписывают проведение важных реформ для повышения занятости саудовцев, стал министром экономики. Халид аль-Фалих, гендиректор государственной нефтяной компании Aramco, останется в компании в роли председателя совета директоров и одновременно займет пост министра здравоохранения.