В Ливии создано правительство национального единства

​Оно уже признано Совбезом ООН, но до реального объединения страны еще далеко, уверены эксперты
Угроза дальнейшего захвата власти «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России организация), по мнению экспертов, и стала настоящей причиной активизации работы ООН по созданию коалиционного правительства в Ливии/ Hamza Turkia / Xinhua / ZUMA / ТАСС

В Ливии во вторник 19 января названы имена членов нового правительства национального единства, создание которого в случае одобрения парламентом должно стать очередным шагом к прекращению пятилетней гражданской войны. Сейчас в стране работают два соперничающих парламента - международно признанный парламент в Тобруке на востоке страны, избранный в июне 2014 г., и происламистский Всеобщий национальный конгресс в Триполи. Ряд районов Ливии до сих пор не контролируется центральными властями.

Представители обоих парламентов подписали соглашение по мирному урегулированию и формированию правительства национального единства 17 декабря в Марокко. 23 декабря Совет Безопасности ООН принял резолюцию, признающую правительство национального согласия в Ливии единственно законным, и дал 30 дней на его формирование. Список из 32 членов нового правительства должен получить одобрение парламента в Тобруке.

Российские эксперты сомневаются, что процесс формирования нового правительства пройдет без проблем. «В первую очередь министры должны образовать правительство и создать войска для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России организация). Но если парламент не одобрит список, то все вернется на круги своя: большую часть севера страны контролирует ИГ, на юге творится черт знает что, никто никому не подчиняется», - говорит ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований РАН Алексей Подцероб. «Никаких иллюзий по поводу нового правительства питать не стоит. Государственность в Ливии разрушена, существует два центра власти со своими военными образованиями, богатый нефтью восток страны несколько лет назад объявил о своей широкой автономии и начал создавать государственные институты, а некоторые части страны уже присягнули на верность ИГ», - добавляет старший научный сотрудник института Востоковедения РАН Борис Долгов.

Некоторые члены парламента в Триполи уже осудили состав нового правительства, назвав его непрезентативным, при этом стороны и не хотят приходить к согласию, считает Подцероб: «Ливия - это 6 миллионов человек, раскиданных по территории в два раза больше Франции, решающее значение здесь имеют силы на местах. У кланов схожие параметры, а доминирующей силы, которой в прошлом являлся ливийский лидер Муамар Каддафи, нет. Помимо этого, они сбрасывали Каддафи не для того, чтобы дать другому установить над собой власть. Все ведет к тому, о чем мы предупреждали, - к развалу страны».

Именно угроза дальнейшего захвата власти «Исламским государством», по мнению экспертов, и стала настоящей причиной активизации работы ООН по созданию коалиционного правительства в Ливии. «Теракты, ИГ, беженцы - Запад хотел бы пресечь на корню еще один источник проблем, но это вряд ли получится», - считает Долгов.