Путин и Эрдоган решали в Сочи будущее мира в Сирии

Для этого осталось добить террористов и договориться о курдской проблеме
По словам редактора журнала «Арсенал отечества» Виктора Мураховского, по согласованию с Россией в Идлиб введены турецкие войска, север и северо-запад анклава определены как зона ответственности Турции, а юго-восток – России/ Пресс-служба президента России

Ситуация в Сирии была главным содержанием переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Они прошли в понедельник в Сочи – сразу после того, как во Вьетнаме президентам России и США удалось согласовать заявление о поддержке мирного процесса в Сирии. Перед началом переговоров министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что решение России созвать 17 ноября в Сочи конгресс сирийских партий и организаций с участием правительства Башара Асада принят турецкой стороной во внимание. «Мы считаем, что политическое решение не менее важно, чем военная борьба с террористами, – заявил он, – но мы против участия террористических групп в политическом решении, а отряды самообороны партии «Демократической союз» сирийских курдов – террористы». По словам Чавушоглу, Турция предоставляла, в том числе российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову, список других организаций сирийских курдов, которые она не считает террористическими.

Вопрос о будущем отрядов самообороны Демократического союза, костяка «Сирийских демократических сил», поддержанных Западом, имеет для Турции особенное значение: она считает его продолжением запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК). По словам человека, близкого к Минобороны России, эта проблема в основном касается отношений Турции и США, однако затрагивает и Россию. Курдский анклав Африн окружен почти со всех сторон территорией Турции и отрядами протурецкой сирийской оппозиции, и Турция периодически обещает его оккупировать. Афринские курды не могут получить непосредственную помощь от США, зато соприкасаются с контролируемой сирийским правительством территорией, и в анклаве был размещен наблюдательный пост российской военной полиции.

Другая проблема в Сирии, которая стоит перед Россией и Турцией, – ситуация в перенаселенном анклаве Идлиб, подконтрольном оппозиции, среди которой видное место занимает группировка HTS (создана на базе запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры»), говорит российский человек, близкий к переговорам с Турцией. По словам редактора журнала «Арсенал отечества» Виктора Мураховского, по согласованию с Россией в Идлиб введены турецкие войска, север и северо-запад анклава определены как зона ответственности Турции, а юго-восток – России.

Реджеп Тайип Эрдоган
президент Турции

Мне сложно понять такие заявления. Но если военное решение не является выходом из ситуации, то те, кто говорит об этом [президенты США и России], должны вывести свои войска из Сирии.

После того как партнеры наведут в Идлибе относительный порядок, можно будет заявить, что война в Сирии закончена и начался переход к мирному процессу, подчеркивает Мураховский. Однако сделанное накануне переговоров с Путиным заявление Эрдогана (см. врез) фактически означает, что Турция намерена требовать и себе права держать свои войска в Сирии, пока не закончится мирный процесс, т. е. неопределенно долго, говорит он.

Владимир Путин
президент России

Борьба с терроризмом [в Сирии] будет продолжена, причем совместными усилиями. Чрезвычайно важным считаю, что мы подтвердили территориальную целостность и суверенитет страны.

Впрочем, до начала переходного периода еще предстоит добить ИГИЛ (запрещено в России) на юго-востоке Сирии и стабилизировать Идлиб, а это может занять немало времени, говорит человек, близкий к Минобороны.