Партия президента Молдавии не дотянула до настоящего большинства

Контроль над парламентом сохранит бизнесмен Владимир Плахотнюк, уверены эксперты
На воскресных выборах в парламент Молдавии относительное большинство мандатов получила Партия социалистов/ Михаил Егиков / ТАСС

На воскресных выборах в парламент Молдавии относительное большинство мандатов – 34 из 101 – получила пророссийская Партия социалистов президента Игоря Додона, следует из оглашенных в понедельник данных центризбиркома. Демократическая партия предпринимателя Владимира Плахотнюка, считающегося неформальным хозяином страны, займет в парламенте 31 место, прозападное движение ACUM – 27. Кроме того, семь мандатов получила партия «Шор», созданная осужденным к 7,5 года лишения свободы за финансовые махинации (приговор не вступил в силу) предпринимателем Иланом Шором.

Плахотнюк уже заявил, что его партия готова к переговорам по созданию парламентского большинства. По мнению Додона, итоги выборов таковы, что большинство может и не сложиться и тогда страну ждут досрочные выборы. За два дня до голосования российский Следственный комитет (СКР) предъявил Плахотнюку заочные обвинения в мошенническом выводе из России 27 млрд руб., в позапрошлом году он был также обвинен СКР в организации покушения на пророссийского молдавского политика Ренато Усатого.

«Парламентские выборы в целом соответствовали демократическим стандартам и нормам, общепринятым в странах ОБСЕ», – заявил в понедельник «Интерфаксу» один из руководителей миссии БДИПЧ ­ОБСЕ, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгий Церетели. Миссия наблюдателей Межпарламентской ассамблеи СНГ в своем заявлении также в целом выразила удовлетворение ходом выборов.

Фактически, несмотря на формальное лидерство партии Додона, выборы выиграл Плахотнюк, считает Марк Ткачук, бывший советник экс-президента Молдавии Владимира Воронина: «Нет никаких сомнений, что в новом парламенте, точно так же как и в предыдущем, именно Плахотнюк и Демократическая партия станут центром нового большинства. Оно будет создано путем формальной коалиции с кем-либо или в результате поглощения целых отдельных фракций – не важно. Свобода маневра есть только у демократов». Наиболее комфортны для Плахотнюка социалисты, именно вместе с ними Демпартия изменила избирательную систему [с чисто пропорциональной на смешанную], благодаря чему социалисты фактически провалились на этих выборах, а сами демократы получили в 2 раза больше мандатов, чем могли ожидать, продолжает эксперт. Но не исключено и формирование коалиции с движением ACUM. «Понятно, что это произойдет путем поглощения этой фракции с одновременной изоляцией ее лидеров, твердо заявляющих о невозможности подобных союзов. Все это сейчас уже не самые важные детали. Важно, что благодаря социалистам и Додону Демпартия Плахотнюка подтвердила свой статус непотопляемой политической структуры, готовой и дальше править Молдовой», – заключает Ткачук.

Скорее всего, эти выборы не приблизили Молдавию к разрешению нынешнего глубокого и болезненного кризиса, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. А результаты голосования в очередной раз подтвердили наличие этого кризиса, отмечает эксперт: «Мы видим, что ни одна из политических сил не набирает явного большинства, причем значительная часть избирателей по-прежнему поддерживает, скажем так, явно коррумпированные политические силы». Раскол в молдавском обществе и в политической элите страны по вопросу выстраивания отношений с Россией и Евросоюзом будет сохраняться, прогнозирует Кортунов. К сожалению, эти отношения очень часто рассматриваются как взаимоисключающие, но было бы хорошо, если бы между Москвой, Брюсселем и Кишиневом существовала договоренность о том, чтобы эти отношения выстраивались по-другому, советует Кортунов: «В принципе, такие вещи возможны, мы это видим на примере Армении. Хотелось бы, чтобы Молдавия шла по этому пути, но боюсь, что качество государственных институтов Молдавии и их легитимность в глазах общества сейчас настолько низки, что это будет сделать очень трудно».