Кремль объявил о возобновлении контактов в сфере безопасности с Францией

Стремление Парижа играть более активную роль на Востоке выгодно обеим сторонам, считают эксперты
Путин и Макрон рассчитывают на двусторонние отношения, чтобы решить свои проблемы/ Михаил Метцель / ТАСС

Россия и Франция возобновят контакты по линии безопасности, прерванные после начала украинских событий в 2014 г. Стороны согласовали проведение 9 сентября в Москве Совета сотрудничества по вопросам безопасности, в котором будут участвовать министры иностранных дел и обороны двух стран. Об этом помощник президента России Юрий Ушаков сообщил журналистам в пятницу накануне визита Владимира Путина во Францию. Формат «2 + 2» очень важен «с точки зрения выработки совместных подходов к актуальным международным проблемам и проблемам в области безопасности», пояснил Ушаков. По его словам, в последнее время контакты по политической линии между Москвой и Парижем активизировались: кроме неоднократных встреч и телефонных разговоров президентов Путина и Эмманюэля Макрона, состоялись также встречи премьеров двух стран.

Из стран G7 переговоры в формате «2 + 2» у России в настоящее время сохраняются только с Японией.

Официальный визит Путина во Францию состоится 19 августа. Президенты встретятся в резиденции Макрона «Форт Брегансон» на юге страны, рассказал Ушаков. Предполагается, что они поговорят один на один и в составе небольших делегаций. Путин намерен обсудить развитие сотрудничества России и Евросоюза, в том числе с учетом нового состава руководящих органов ЕС, пояснил представитель Кремля: «Мы уже выражали готовность возобновить политический диалог и хотим, чтобы мы вернулись к соответствующей работе, соответствующим контактам с руководством Еврокомиссии и другими органами ЕС». Кроме того, президенты обсудят украинский конфликт и возможные усилия по его урегулированию – в частности, речь пойдет о проведении саммита «в нормандском формате» (Россия, Украина, Франция и Германия). Ранее французская сторона неоднократно предлагала провести такой саммит в ближайшее время, «в том числе с учетом смены руководства на Украине», напомнил Ушаков: «Мы эту идею в принципе поддерживаем, но считаем, что если саммит проводить, то он должен быть самым тщательным образом подготовлен, чтобы было ясно, что мы выйдем на политически важные результаты. Просто так проводить встречу, без ее тщательной подготовки, мы не хотели бы».

Макрон решил играть более активную роль на восточном направлении, отмечает директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен: «У него две причины: заметное ослабление [канцлера Германии Ангелы] Меркель и пассивность Берлина, а также двойная победа [президента Украины Владимира] Зеленского – на президентских и парламентских выборах. Открывается окно возможностей, которое нельзя упускать». Учитывая, что Франция – ядерная держава и постоянный член Совбеза ООН, взаимодействие с Россией может быть по всем вопросам: Иран, Сирия, Ливия, Украина, Африка, ядерное разоружение, перечисляет эксперт. Макрон и Зеленский встречались уже неоднократно, напоминает Дюбьен: «В Киеве видят ослабление Меркель, понимают, что сильная сторона в «нормандской четверке» – Франция, которая к тому же проявляет инициативу». Пока не известен настрой Путина – готова ли Россия пройти свою часть пути и идти навстречу, оговаривается эксперт: «Но [в отношениях Макрона и Путина] важно, что нет враждебности, это факт».

Путин и Макрон нуждаются друг в друге и рассчитывают на двусторонние отношения, чтобы решить свои проблемы, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: «Сразу после визита Путина будет встреча G7, и если у Путина есть месседж относительно подвижек отношений России и Запада в новых условиях, то Макрон – самый лучший коммуникатор». Кроме того, у президента Франции хорошие отношения с Зеленским, говорит эксперт: «Если у российского президента есть что-то в кармане по этому направлению, логично было бы через Макрона это транслировать». Для Макрона же это сотрудничество важно, потому что внутри страны его позиции шаткие, отмечает Кортунов: «Он растерял кредит доверия и, по опросам, сейчас его популярность невысока. Если он позиционирует себя лидером Европы, то величие Франции – не пустой звук для французов». Наконец, восстановление формата «2 + 2» – это отход от изначальной идеологии антироссийских санкций, добавляет эксперт: «Санкционная политика от этого не посыпется, но это определенная эволюция. У Франции всегда была особая роль в НАТО и в западном стратегическом балансе».