Реформа авиастроения растягивается по времени

И обещает быть менее радикальной
Конструкторам российских самолетов не придется уезжать из Москвы /Денис Гришкин / Ведомости

Госкорпорация «Ростех» выпустила 18 марта пресс-релиз, в котором подтвердила публикацию РБК, описавшего основные черты реформы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, подконтрольна «Ростеху»). Как говорится в пресс-релизе, компании «Сухой» и РСК «МиГ» сольют в «единый корпоративный центр самолетостроения, который консолидирует управление самолетными программами и другими активами ОАК». Этот центр «также станет управляющей организацией для компаний «Туполев», «Ильюшин» и корпорации «Иркут». Инженерно-конструкторские функции группы будут выделены в отдельный центр, который расположится в Москве; в его состав войдут все авиационные конструкторские бюро».

Обо всех этих изменениях заявил на специальном совещании, как сообщается в пресс-релизе, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, который решил возглавить совет директоров ОАК вместо Анатолия Сердюкова, который занимает должность руководителя авиационного кластера «Ростеха». Это решение объясняется важностью начатых преобразований. При этом пресс-релиз успокаивает инженерно-конструкторские кадры. «Конструкторские школы сохранят самостоятельность, получат новые возможности для развития, а также улучшенные условия труда в формате Единого инженерно-конструкторского центра. Центр расположится в Москве, где сосредоточена существующая испытательная и стендовая инфраструктура ОАК. Перемещение авиационных КБ в другие регионы не стоит в повестке дня», – говорится в документе. А гендиректор ОАК Юрий Слюсарь заявил, что экономический эффект от реформы составит 130 млрд руб.

В публикации РБК также сообщается, что примерно из 5000 управленцев, которые числятся за ОАК и ее «дочками» в Москве, будет сокращено 90% и численность управленческого аппарата составит порядка 500 человек, что характерно для управляющих компаний «Ростеха». Представитель госкорпорации не подтвердила «Ведомостям» эти цифры.

«Реформа будет реализована поэтапно, в течение нескольких лет. При этом еще предстоит проработка всех ключевых изменений с конструкторским блоком, дирекциями самолетных программ, производственными площадками», – обещает пресс-релиз. По словам источника в одной из структур, подчиненных ОАК, слова о нескольких годах, которые потребует реформа, являются ключевыми. Ранее, в феврале, в «Ростехе» обсуждался план быстрой трансформации уже в 2021 г., при этом ряд мероприятий – например, перерегистрацию управляющих компаний типа «Сухого» или «МиГа» в регионах, где расположены заводы, надо было начать до 1 марта, и выполнены они не были. Теперь же о переезде, которым грозила перерегистрация, не идет и речи, а за несколько лет реформирования могут поменяться и другие параметры, говорит собеседник «Ведомостей».

Бывший министр обороны Сердюков был раздражителем, в его фигуре сосредоточилась критика реформы ОАК и замена его Чемезовым вызвана в том числе и этим обстоятельством, говорит еще один менеджер предприятия авиастроительной отрасли. При этом авторы реформы «бросили кость» инженерно-конструкторскому персоналу и он теперь может не беспокоиться, что его переведут в Жуковский или куда-то еще на периферию, впрочем, и февральские планы это не предусматривали, продолжает менеджер. При этом трудно понять, как был подсчитан экономический эффект от реформы, поскольку за счет фонда оплаты труда 130 млрд руб. сэкономить не получится, заключает он.

Ликвидация ряда этажей в управлении авиастроительной отраслью и сокращение управленческого персонала давно перезрели, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но инженерно-конструкторский персонал необходимо сохранить, заключает он.