Швеция не идет на уступки Турции ради членства в НАТО

Внутренняя политика для нее стала важнее внешней
Шведские власти вполне могли бы запустить механизм выдачи требуемых Турцией лиц, но правительство не хочет на это идти/ Adem ALTAN / AFP

Диалог с Турцией о согласии на вступление Швеции в НАТО оказался безрезультатным, заявил 9 января шведский постпред при ЕС Ларс Даниэльссон. Днем ранее, 8 января, премьер-министр Ульф Кристерссон объявил, что Швеция не пойдет на дальнейшие уступки Турции в отношении выдачи курдов и лиц, связанных с проповедником Фетхуллахом Гюленом, которых Анкара считает террористами. В качестве выполненных условий Турции премьер назвал изменения в антитеррористическом законодательстве.

8 января министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто заявил, что не будет отдельно от Швеции добиваться вступления в НАТО. Для присоединения к блоку все его 30 стран-членов должны ратифицировать соответствующий протокол. 28 стран кроме Турции и Венгрии уже сделали это, но только Турция выдвинула условия, которые включают выдачу членов курдских организаций и сторонников Гюлена (их обвиняют в попытке переворота в 2016 г.). При этом 28 июня 2022 г. во время саммита НАТО обе скандинавские страны пообещали в специальном меморандуме не поддерживать Рабочую партию Курдистана (РПК), курдские формирования YPG/YPD на севере Сирии и организацию Гюлена, но только РПК была названа в документе террористической.

8 ноября Кристерссон встречался с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, по итогам переговоров шведский премьер подтвердил, что Швеция выполнит подписанный с Турцией летом меморандум о противодействии РПК и «не будет поддерживать никакие диалоги с террористическими группировками». 5 ноября министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем заявил в эфире Swedish Radio, что Стокгольм будет дистанцироваться и от YPG, чем вызвал критику со стороны социал-демократов, ранее возглавлявших правительство.

3 декабря 2022 г. Швеция впервые в рамках июньских договоренностей экстрадировала в Турцию первого и единственного осужденного турецкими властями за членство в РПК Махмута Тата. А 19 декабря Верховный суд Швеции отказался удовлетворить запрос Анкары на выдачу имеющего статус беженца журналиста Бюлента Кенеша, обвиняемого в работе в близкой к Гюлену газете. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара расценивает этот отказ как «негативное проявление» и ждет «конкретных шагов» по выполнению договоренностей. 22 декабря Турция объявила, что требует только из Швеции выдачи 42 лиц. В июне Турция заявляла о необходимости выдать 33 человека из двух стран.

Шведские власти вполне могли бы запустить механизм выдачи требуемых Турцией лиц, но правительство не хочет на это идти, так как курды являются фактором внутренней политики страны, их экстрадиция будет расцениваться обществом как нарушение властями демократических принципов, считает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Волков. Для Стокгольма на самом деле ускоренное вступление в НАТО не столь жизненно необходимо, шведы и так тесно сотрудничали с альянсом и имеют развитые ВПК и вооруженные силы, отмечает Волков. Кроме того, важно помнить, что инициатором движения Швеции и Финляндии в НАТО на фоне начала российской специальной военной операции на Украине были скорее финны.

Из-за того что Швеция не торопится выдавать требуемых лиц, Эрдоган столкнулся с серьезной критикой со стороны политических оппонентов за полгода до президентских выборов, говорит эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов. Теперь Эрдогану важно показать твердость в отношении скандинавских стран. У Анкары сохранились рычаги воздействия на них в рамках процедуры вступления в НАТО и в любой момент они могут быть использованы, отмечает эксперт РСМД. В идеале Анкара своими действиями хочет добиться, чтобы все без исключения государства НАТО, включая США, прекратили военную поддержку сирийских курдов, которые являются союзниками западной коалиции по борьбе с ИГ (террористическая организация, запрещена в России) с 2015 г., заключает Семенов.