Лукашенко просит у России гарантий безопасности для Белоруссии

Речь может идти о дополнении обязательств по ОДКБ, включая создание в стране российской военной базы
Андрей Гордеев / Ведомости

Президент Белоруссии Александр Лукашенко официально попросил у России расширения гарантий безопасности от внешнего нападения. Желаемый уровень гарантий Лукашенко определил как «Россия будет защищать республику как свою собственную территорию в случае агрессии». Инициатива была озвучена на встрече президента Белоруссии с российским министром обороны Сергеем Шойгу. По словам Лукашенко, его российский коллега Владимир Путин уже высказал одобрение на предоставление таких гарантий: «Он абсолютно меня поддержал по всем направлениям».

Сергей Шойгу обещал проработать вопросы военного сотрудничества и дальнейшего пребывания российского контингента на территории республики.

О том, что Москва и Минск разработают собственную концепцию безопасности в рамках Союзного государства, стало известно 6 апреля по итогам заседания Высшего госсовета. Напомним, что Россия и Белоруссия и так несут на себе обязательства в рамках ОДКБ. Согласно статье 4 договора о коллективной безопасности, нападение и угроза суверенитету и территориальной целостности одного государства – члена организации будет рассматриваться как нападение на все государства – члены организации. В этой же статье говорится, что в случае агрессии страны-участницы «предоставят необходимую помощь, включая военную». О готовности России исполнять этот пункт договора заявил 2 апреля пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. В интервью телеканалу «Беларусь-1» он подчеркнул, что участники ОДКБ оказывают друг другу абсолютную взаимную поддержку.

В прошлом месяце Москва и Минск договорились разместить на территории Белоруссии тактическое ядерное оружие (ТЯО), о чем Путин заявил 25 марта. Поводом для этого стало решение Великобритании поставлять Украине снаряды с обедненным ураном. Хранилище для российского ТЯО в Белоруссии планируется построить уже к 1 июля текущего года. Кроме того, с конца 2022 г. на территории Белоруссии развернута совместная группировка войск, в составе которой, как сообщало белорусское минобороны, насчитывается около 9000 военнослужащих армии России.

Переговоры Лукашенко и Шойгу следует рассматривать уже как предметные консультации по гарантиям безопасности, считает проректор ГАУГН Вячеслав Сутырин. По его словам, обязательства в рамках ОДКБ являются договорной базой мирного времени и не в полной мере отражают текущую военно-политическую ситуацию. Сейчас Белоруссия граничит со странами НАТО, где наращиваются военные контингенты, а в условиях фактической прокси-войны альянса против России риски для Минска также существуют. По-видимому, предполагает Сутырин, белорусскому руководству потребовались более жесткие гарантии, чтобы дать сигнал западным соседям, ведь, согласно обязательствам по ОДКБ, нет конкретного определения, какую именно военную помощь должны оказывать союзники государству, подвергшемуся агрессии. Так что принятие нового, более четкого договора о гарантиях безопасности может оказать сдерживающее воздействие на противников Белоруссии, резюмирует эксперт.

Гарантии безопасности, которые Лукашенко просит у Москвы, могут включать в себя и пункты, не отраженные в договоре о коллективной безопасности, согласен старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. Фактически это могут быть персональные гарантии для самого Лукашенко, кроме того, вопрос принятия этих гарантий вполне может касаться размещения российского ядерного оружия в Белоруссии. По мнению эксперта, Россия и Белоруссия могли заранее договориться о своих действиях – например, в ответ на просьбу Лукашенко о гарантиях Москва может создать на территории союзника военную базу. Кроме того, России было бы очень правильно увязать эти новые гарантии с наращиванием своего военного присутствия для охраны ядерного оружия, добавляет Офицеров-Бельский, – ведь вопрос контингента, охраняющего ядерное оружие, может быть чуть ли не важнее самого этого оружия.