В университетах начнут учить на социальных архитекторов

МГУ и РГГУ запускают такую учебу уже с сентября 2025 года
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

В университетах станут готовить социальных архитекторов, для чего разрабатывается соответствующий образовательный стандарт. МГУ им. М.В. Ломоносова и РГГУ уже с сентября 2025 г. начнет их учить. Об этом рассказал начальник управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев, выступая 18 июня на сессии ПМЭФ «Социальная архитектура: практики взаимодействия власти, бизнеса и граждан для решения общественно значимых задач регионов». 

Харичев рассказал, откуда в администрации президента (АП) появилась идея «социальных архитекторов» и соответствующего конкурса, который сейчас проводится (итоги подведут в октябре). Если существуют общественные проекты, то они должны быть кем-то сконструированы, рассказал кремлевский чиновник. А значит, кто-то должен этим заниматься с точки зрения их организации и технологий, говорит Харичев: «Кто-то вроде социальных инженеров. Но нам не понравилось это слово, поскольку оно с токсичным привкусом». Социальный архитектор – это человек, который придумывает проект и технологически обеспечивает его работу.

Было решено обучать социальной архитектуре молодых людей, для чего сейчас Минобрнауки разрабатывает образовательный стандарт, рассказал Харичев. А МГУ и РГГУ уже с этой осени начнут обучение по этому курсу.

«Сегодня даже в политических кампаниях мы видим, что работают не столько политтехнологии, сколько социальные технологии и проекты. Политтехнологи — это вчерашний день. Социальная архитектура гораздо шире политических проектов и, я думаю, что гораздо важнее и общественно значимее», – считает чиновник. Он привел в качестве примера социальной архитектуры брендирование Мурманской области слоганом «На Севере жить», а также проект «Росатома»: молодые люди из «атомных городов» делали интервью со своими дедушками и бабушками о том, как строились города и атомные предприятия.

Яркие стенды ПМЭФ-2025

Президент Российской ассоциации по связям с общественностью Евгений Минченко представил на сессии доклад «Социальная архитектура российских корпораций». По его мнению, компании реализуют социальные проекты через свои корпоративные структуры, корпоративные фонды или корпорации развития (последние создаются с местными властями), грантовые конкурсы и программы софинансирования. В докладе выделены шесть основных ролей региональных властей с точки зрения бизнеса в этом контексте: административный партнер, политический бенефициар, софинансист, медиатор между бизнесом и местными сообществами, контролирующий орган и равный партнер.

Представители бизнеса рассказывали о корпоративных проектах компаний. К примеру, гендиректор ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников говорил про программу «Дрозд», которую он расшифровал «Детям России образование, здоровье и духовность». По его словам, компания за 20 лет направила на эту программу, которая вовлекает детей в спорт и программы патриотического воспитания, 2,5 млрд руб. Начальник департамента коммуникаций компании «Газпром нефть» Александр Дыбаль говорил про программу социальных инвестиций «Родные города», которая запущена в тех регионах, где работает компания. Она предполагает повышение качества инфраструктуры в городах, где есть предприятия компании. Вице-президент «Русала» Елена Безденежных говорила про важность работы общественных советов, которые она назвала эффективным способом диалога власти, бизнеса и жителей.

Губернаторы регионов в свою очередь рассказали про то, как они используют в их понимании социальную архитектуру. Глава Кировской области Александр Соколов сказал, что к 650-летию столицы региона, которое отмечалось в 2024 г., они придумали «метафору, что мы – «ворота Русского Севера», и теперь все туристические проекты в регионе и архитектурные решения связаны с такой темой. Губернатор Якутии Айсен Николаев рассказывал о все возрастающему интересу к якутскому кино. По его словам, сейчас Якутия из российских регионов занимает второе место в России по количеству производимых фильмов после Москвы.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша в свою очередь в рамках сессии про социальную архитектуру заявил, что регион первым отказался давать работу мигрантам, в частности, в такси. Он с гордостью поделился тем, что сейчас разрешение на временное пребывание мигрантам выдается в 20 раз меньше, чем три года назад, а число зарегистрированных в регионе мигрантов снизилось в два раза – с 50 000 до 25 000 человек. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказывал про кампанию «На Севере жить». По его словам, когда он предложил начать такую идеологическую кампанию в регионе, то социология показала, что ее не одобрят жители. Однако ее все равно в регионе начали. И жители региона все больше стали одобрять такой лозунг. После этого уже решили проводить не только идеологическую линию с таким лозунгом, но и сделать план развития региона с таким названием, добавил Чибис.

Харичев, подводя итоги дискуссии, заявил, что нужно запускать отдельный большой социальный проект «В России жить», чтобы российская элита идентифицировала себя с Россией: «Чтобы подрастало поколение людей, для которых чувство ответственности за себя, свою семью, свою страну было бы главным, а не чувство свободы, удовлетворения своих потребностей». По его словам, это будет важная задача для социальных архитекторов.

Конкурс «Социальные архитекторы» был объявлен 14 января. Он проводится для специалистов, которые занимаются разработкой и реализацией общественно значимых проектов, площадок коммуникации власти и общества, передовых социальных практик, мониторингом и прогнозированием социальных процессов, оперативным реагированием на социальные риски и вызовы, вовлечением граждан в реализацию задач разного уровня, говорится на сайте проекта. Конкурс будет решать задачу по отбору специалистов, которые впоследствии смогут работать на выборах разного уровня, именно политтехнологи и гражданские активисты с организационным опытом составят костяк участников конкурса, говорил «Ведомостям» собеседник, близкий к АП. В АП поняли, что есть сотни людей, которые «не очень поддаются учету», но научились влиять «на общественное сознание и общественное действие», говорил еще один собеседник.