Кооперация – как стимул развития общества и государства

Лидеры идей и эксперты обсудили цифровые платформы и стратегии развития кооперации на российском рынке в рамках работы панельной сессии «Предприниматели для предпринимателей: от конкуренции к кооперации на пути создания ценности», которая состоялась на форуме «Сильные идеи для нового времени». Форум организован АНО «Агентство стратегических инициатив» совместно с Фондом Росконгресс.

Модератором сессии выступил Советник генерального директора по стратегии, директор дивизиона «Технологии и предпринимательство» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Сергей Черкасов.

Возможности быстрой перестройки экономики России в силу геополитических вызовов и стоящих стратегических задач развития лежат в области поддержки компаний малого и среднего бизнеса. Они — драйвер экономического роста, в них заложен огромный потенциал, который пока ещё недостаточно раскрыт. Ключ к успеху, по мнению многих участников дискуссии, лежит как в вертикальной, так и в горизонтальной кооперации усилий государства и компаний. Институты развития предлагают сервисы, объединяющие меры и программы поддержки предпринимателям, в то время как коммерческий сектор и производственные компании ищут возможности объединиться в рамках производственного цикла, чтобы противостоять существующим вызовам.

В настоящий момент в России создано большое количество различных платформ и сервисов — региональных, отраслевых, тематических — для помощи отечественному предпринимателю в вопросах развития бизнеса и продвижения брендов, аккумулирующий в себе существующую государственную поддержку. В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности» АО «Корпорация «МСП» ведет работу по созданию единой платформы, которая позволит объединить все программы и меры поддержки как государственные, так и коммерческие в рамках одной экосистемы. «За год работы платформы МСП.РФ нами запущено порядка 20 сервисов. Это меры поддержки, инструменты для продвижения продукции, инструменты кооперации малого бизнеса и вспомогательные сервисы, которые охватывают весь перечень вопросов, стоящих перед предпринимателями: от регистрации юридического лица, до блока бизнес-обучения, — рассказал заместитель генерального директора АО «Корпорация „МСП» Кирилл Коломийцев. — В основу работы платформы заложен цифровой профиль организации, в котором собраны все данные о компании из государственных источников, они постоянно обновляются, и серьезно разгружают предпринимателей, давая возможность заниматься бизнесом, а не собирать справки».

В рамках реализации возможностей вертикальной кооперации в сфере развития экспорта в АО «Экспортный центр» создали цифровую платформу «Мой экспорт», на которой собрано порядка 100 сервисов для помощи российским компаниям в вопросах представления своей продукции на международном рынке. «Одна из наших задач — донести до предпринимателя, что заниматься экспортом, если не очень просто, то очень понятно. А все необходимые вопросы он может решить с помощью „единого окна», — сказал вице-президент по развитию нефинансовых продуктов, региональной и зарубежной сети и партнерской политике Российского экспортного центра (РЭЦ) Роман Генкель, — для реализации этой задачи мы работаем над расширением сети партнеров, чтобы закрыть все направления деятельности платформы».

Горизонтальная кооперация — важная стратегия для тех отраслей, где конечный продукт формируют множество участников. Она позволяет в большей степени локализовать производство, создает дополнительные рабочие места, снижает риск нарушения логистических цепочек. К таким отраслям можно отнести высокотехнологичные производства. Государственные институты развития работают над совершенствованием инновационных направлений промышленности и многим российским компаниям необходимо внедрять программы «открытых инноваций» для получения отраслевого синергетического эффекта. Как отметил в своем выступлении Первый вице-президент ГК «Аквариус» Дмитрий Титов: «Открытые инновации» — это более гибкая политика НИОКР и производства, при которой предприятие работает и развивается не только в внутри себя, а имея корневой бизнес, кооперируется с другими участниками отрасли, отдавая им «заказы» на выполнение определенных операций или производство компонентов. У этой модели есть ряд ограничений, но ее сильные стороны необходимо использовать для развития технологичных отраслей«.

Лидер проекта «Креативная цифровая платформа» Антон Алфер привел пример работы кросс-платформенного решения для кооперации в рамках креативных индустрий. Созданная цифровая экосистема, позволяет управлять сообществами в разных отраслях творчества и интегрировать в них различные креативные механики — конкурсы и премии. «Возможности платформы намного шире и не ограничивается только решениями для креативных индустрий. Так получилось, что мы начали с дизайна, в силу того, что в этой сфере накоплен 25-летний опыт работы», — отметил Антон Алфер.

Новое время и условия рождают и новые угрозы, в том числе угрозы кибербезопасности бизнеса. Каждый пятый предприниматель продает свои товары через маркет-плейсы, иметь свой сайт или бизнес-аккаунт в социальных сетях необходимо для построения коммуникации бренда с потребителем. Крупный бизнес, корпорации, уже нарастили систему защит, которая позволяет успешно противостоять любым атакам. Обеспечение цифровой защиты данных требует серьезных инвестиций и компетенций, которых нет у предприятий малого и среднего бизнеса. Лидер проекта «Кибербезопасность 3.0 — доверенная и автоматизированная платформа услуг в ИБ (3side.org)» Артем Наливайко: «Мы построили новый рынок услуг в сфере информационной безопасности, когда с одной стороны к нам на платформу приходят МСП, а с другой, находятся разработчики. Мы выступаем посредником в созданной экосистеме, который гарантирует, что исполнитель не отдаст выполнение заказа на субподряд и обладает необходимой квалификацией и компетенцией, — рассказал Артем Наливайко. — Решение задач киберзащиты бизнеса — это большая финансовая нагрузка на предпринимателей, нивелировать которую нам позволяет принципиально новая схема расчетов с исполнителями: в отличие от традиционной, исполнитель получает 80% от стоимости проекта, мы, как медиатор, оставляем себе 20% комиссии на развитие. Такое распределение позволяет нам работать с профессионалами, оставаясь в рынке».

Еще одним примером горизонтальной кооперации, более глубокой, нежели построенные в рамках отраслевого взаимодействия, являются платформы, созданные предпринимателями для предпринимателей, руководством компаний для своих сотрудников. Руководитель одной из таких платформ, директор по инновациям и технологическому развитию GenerationS ООО РВК и лидер проекта GenS Екатерина Петрова, рассказала участникам об инновационном проекте развития внутреннего предпринимательства в корпорациях. По ее мнению, развитие корпоративных инноваций — кооперационных сервисов внутри корпораций и формирование кадров, глубоко погруженных в бизнес-процессы, способно развивать не только компанию, но и отрасль в целом. «Внутреннее предпринимательство — это важный инструмент, благодаря которому мы получаем не только готовые к запуску и реализуемые проекты внутри компании. Мы инвестируем в людей, создавая для них мотивацию развивать свои компетенции, направленные на совершенствование существующих или создание новых бизнес-процессов организации», — отметила Екатерина Петрова.

Стать предпринимателем, выйти из найма, решаются не многие. Начинающего бизнесмена пугает стоимость входа в бизнес-сообщество, разнообразие регулирующих органов и необходимых отчетностей, риск потери бизнеса из-за просчета или обмана доверия, отсутствие необходимых знаний и опыта. Лидер проекта «База проверенных франшиз. Френчкемп» Константин Урванцев рассказал информационной платформе, которая позволяет начать свой бизнес с помощью открытия франшизы. «Это экосистема мегафранчайзинга и предпринимательства. Она состоит из предпринимателей, базы франшиз, проверенной нами собственноручно, и инвесторов, которые позволяют инвестировать в интересные проекты и обучение участников. Таким образом, деньги не просто лежат в недвижимости, а работают, развивая общество и меняя сознание многих людей, открывая стране новых предпринимателей», — сказал Константин Урванцев.

Все государственные институты развития, корпоративные и коммерческие платформы, инвестируют не только в бизнес или кооперацию, приносящую прибыль всем участникам процесса, но, скорее, они инвестируют в человека, а человек — это движущая сила развития общества и государств

Форум проходит при поддержке стратегического партнера ПАО «Россети», официального партнера ПАО «Промсвязьбанк», спонсора деловой программы Банк ВТБ (ПАО), партнера деловой программы ПАО Сбербанк, коммуникационного партнера Медиахолдинг Маер, спонсора по организации АО «Россельхозбанк» и партнера по организации РНКБ Банк (ПАО).