После запрета въезда фур на МКАД ставки для арендаторов складов у Москвы стали расти

Предложение складов у кольцевой автодороги ограничено, новых объектов строится мало, а спрос на них вырос, утверждают аналитики
А. Махонин/ Ведомости

Складские помещения вблизи столицы теперь дороже обходятся своим арендаторам. Владельцы складов, расположенных в 10-километровой зоне от МКАД, подняли арендные ставки. В среднем по рынку за аренду 1 кв. м в складе класса А в московском регионе сейчас просят $135–140 в год. Ставки в помещениях рядом с Москвой всегда были на 5-7% выше среднерыночных, но за первый квартал 2013 г. разница стала ощутимее - они поднялись на 10-12%. Таким образом собственники складов вблизи столицы отреагировали на миграцию арендаторов из Москвы в область, связанную с запретом проезда большегрузного транспорта на МКАД, утверждают аналитики консалтинговой компании Knight Frank.

По словам Вячеслава Холопова, директора департамента индустриальной и складской недвижимости и земли Knight Frank, многие компании, снимавшие ранее склады в столице, начали перебираться за город. "Необходимость получения разрешения для проезда грузового транспорта по МКАД заставила их искать новые помещения в непосредственной близости от Москвы, чтобы не терять рабочую силу, клиентскую базу, не проигрывать конкурентам в скорости поставок. Предложение в 10 км от МКАД ограничено, крупных объектов от 200 000 кв. м здесь нет. У МКАД стоят в основном объекты площадью 40 000-60 000 кв. м, и они почти все заполнены. Нового строительства тоже мало: в 2013 г. - начале 2014 г. здесь выйдет не более 100 000 кв. м", - добавляет он. По данным Холопова, владельцы складов в 10 км от МКАД реагируют на миграцию и при презаключении контрактов, а также в новых объектах выставляют ставки выше рынка.

В Colliers International не наблюдают резкого скачка ставок на помещения у кольцевой автодороги. При среднерыночной $135-140 за кв. м/год "квадрат" на МКАД и раньше мог сдаваться по $200 в год, говорит Владислав Рябов, директор отдела складской, индустриальной недвижимости, Colliers International. Ставки аренды в 2013 г. прололжили расти, но причина этого роста в дефиците предложения. К концу года средние ставки аренды вряд ли повысятся до $145. Запрет проезда большегрузного транспорта не сильно повлиял на деятельность арендаторов: кто-то перешел на ночной режим работы, кто-то приобрел новую транспортную технику малой тоннажности, кто-то переехал, говорит Рябов.

Рынок складской недвижимости московского региона давно живет в условиях дефицита предложения. Это позволяет собственникам складов повышать ставки для новых арендаторов. Однако резкого скачка ставок ни вблизи МКАД, ни в среднем по рынку нет, утверждают в FM Logistic.

По данным компании CBRE, сейчас уровень свободных площадей минимален и составляет 1%. Как отмечают в Knight Frank, за январь-март предложение пополнилось 137 000 кв. м складских площадей класса А (на 30% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года), а общий объем предложения качественных складских площадей составил около 7,3 млн кв. м.

На 2013 г. заявлен ввод 1,5 млн кв. м складских помещений, но в CBRE считают, что в реальности будут сданы в эксплуатацию лишь 750 000-800 000 кв. м из названного объема, что не покроет всего существующего спроса и не изменит долю вакансий. Строящиеся площади активно арендуются: 40% заявленных к вводу складов уже законтрактованы.

Кому можно ездить по МКАД

Запрет на проезд грузовиков по МКАД с 06:00 до 22:00 действует с 1 марта этого года. А в так называемый дачный сезон (с 1 мая по 1 октября), а также с пятницы по воскресенье и в праздничные дни ограничение будет действовать с 6:00 до полуночи. Водителям фур разрешено появляться на МКАД только при наличии пропуска. Сейчас штраф за нарушение запрета составляет 300 руб. С 30 апреля он будет повышен до 1000 руб., далее продолжит ежемесячно увеличиваться на эту же сумму и к 1 июля составит 5000 руб. Соответствующие поправки в марте начала обсуждать Мосгордума.