В Подмосковье открылась новая платная дорога в обход Одинцова

Проезд по 18-километровому участку обойдется в 150 руб., тариф впервые устанавливал частник, а не государство
Евгений Самарин / РИА Новости

Сегодня открылся новый платный обход Одинцова - от МКАДа до 33-го км трассы М1 "Беларусь". Платную дорогу первым опробовал премьер Дмитрий Медведев, который за рулем BMW X5 провез по участку мэра Москвы Сергея Собянина. Платить за проезд не пришлось ни им, ни другим автомобилям кортежа: до следующего года участок будет работать в тестовом режиме.

"Государственно-частное партнерство дало свои прямые результаты на дороге", - радовался Медведев. До этого результатами ГЧП на дороге могли воспользоваться только жители Санкт-Петербурга - там уже запущен построенный с привлечением частных инвесторов Западный скоростной диаметр.

Обход Одинцова - первый концессионный проект федерального уровня: концессия предполагает, что государство и частник договариваются о размере инвестиций каждой стороны, частник не только строит, но и эксплуатирует трассу, а взамен получает возможность заработать на плате за проезд.

Плата за проезд по всему участку для легковых автомобилей составит 150 руб. в дневное время (то есть 8,1 руб./км) и 80 руб. ночью (4,3 руб./км). Тарифы для грузовых автомобилей концессионер еще не опубликовал, но большая часть трафика придется на легковые автомобили, ожидает компания. Это первый платный участок, где тариф устанавливает частник, а не государство (на действующих платных секциях М4 "Дон" действует тариф "Автодора" - не более 1,5 руб./км для легковых автомобилей).

Плату на новом обходе Одинцова начнут брать только со следующего года, пока трасса будет работать в тестовом режиме. На участке много съездов - чтобы объездом Одинцово нельзя было воспользоваться бесплатно, за сквозной проезд нужно будет платить в два этапа: сначала 100 руб. на пунктах взимания платы, ближних к МКАД, затем можно съехать бесплатно, а если нужно попасть на М1 "Беларусь", преодолев весь участок, придется заплатить еще 50 руб. на выезде.

Платить можно будет наличными, карточками, при помощи смартфонов (заплатив заранее, на них можно будет получить специальный QR-код), а также транспондеров (специальное устройство для бесконтактной оплаты). Способ оплаты указан на табло над пунктами пропуска - строители называют их плазами. Чтобы участок выглядел как можно более современным, сегодня ни одно табло не предлагало заплатить наличными. И чиновники, и рабочие, приглашенные на церемонию, недоумевали: карты предоплаты есть не у всех, а слово "транспондер" многие с удивлением читали по слогам. Платить можно будет как угодно, успокаивали сотрудники "Главной дороги": но в перспективе от наличных планируют отказаться. Это самый медленный способ оплаты, объясняют транспортники, а на уже открывшихся платных участках М4 "Дон" некоторые водители в знак протеста платили самыми мелкими монетами - неизвестно, что будет твориться здесь.

С МКАДа на платный участок ведет новая Молодогвардейская развязка. Она в концессионный проект не входит - развязку построили за счет бюджета. Общая стоимость строительства сопоставима с затратами на новый платный участок - 19,4 млрд руб. К субботе будет сдана только первая очередь, окончательно развязка будет готова через год. Подряд на ее строительство получила группа АРКС (25% у Геннадия Тимченко). Предполагается, что на обход Одинцова можно будет напрямую въехать с будущего платного дублера Кутузовского проспекта, правда, правительство Москвы пока только ищет инвестора, который поможет разгрузить Кутузовский.

Платный участок постепенно сужается: с восьми полос сразу после Молодогвардейской развязки (первые пять километров) до шести полос на следующих 9 км и четырех полос на последних 4 км перед выездом на М1 "Беларусь". Частнику пришлось работать по уже готовому проектному решению, утвержденному государством: даже изменение количества проездов на пунктах пропуска (изначально их было слишком мало) приходилось заново согласовывать с Госэкспертизой.

Общая стоимость строительства составила 25,5 млрд руб., меньше половины из них (11 млрд) - госфинансирование. Остальное вложил консорциум компаний "Главная дорога" во главе с ЗАО "Лидер". В консорциум также вошли португальская Brisa, австрийская Alpine Bau и "Стройгазконсалтинг", основной подрядчик "Газпрома". Деньги привлекались за счет проектных облигаций, которые выкупали в основном пенсионные фонды, в том числе "Газфонд" и НПФ "Благосостояние". По оценкам концессионера, проект окупится за 16-18 лет. "Главная дорога" будет обслуживать трассу до 2039 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать