Статья опубликована в № 4080 от 24.05.2016 под заголовком: «Свободные площадки есть даже в Балашихе»

Свободные площадки под застройку есть даже в Балашихе

Власти Подмосковья создадут банк данных земли всей территории области

– Вы создаете систему обеспечения градостроительной деятельности. Что это такое?

– Это градостроительный банк данных, открытых и прозрачных. Любое заинтересованное лицо сможет прийти в госорган, заказать выкопировки (копия, снятая с чертежа. – «Ведомости») по интересующей его территории – за достаточно небольшую плату, от 1000 руб. за каждый слой. Слоев полтора-два десятка: дороги, инженерные сети, железные дороги, охранные зоны и т. д. Чтобы не получалось такого: человек приобрел участок площадью 10 га, а строить можно только на 3 га или вообще нельзя, так как там охранная зона памятника.

– Раньше такое приобретали, а по поводу стройки договаривались.

– Сейчас договариваться о чем-то бессмысленно.

Банк данных будет на 44 400 кв. км всей территории Подмосковья, чтобы система градостроительной деятельности могла работать вне зависимости от обстоятельств.

– Какие-то результаты уже есть? Вы же сейчас еще генпланы в спешном порядке должны утвердить.

Владислав Гордиенко
Начальник Главархитектуры Московской области
  • Родился 17 октября 1972 г. в городе Навои Бухарской области Республики Узбекистан. Окончил Военную инженерно-космическую краснознаменную академию имени А. Ф. Можайского
  • 1989 – 1998
    Служба в Вооруженных силах Российской Федерации
  • 1998 – 2004
    Главный специалист, заместитель начальника отдела, начальник отдела в Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Краснознаменска Московской области
  • 2004 – 2006
    Главный специалист, консультант в Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области
  • 2006 – 2007
    Заместитель заведующего отделом развития территорий, связанных со строительством и реконструкцией Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области в Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области
  • 2007 – 2014
    Заместитель, затем первый заместитель руководителя Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области
  • 2014
    С октября 2014 начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области

– Мы не только генпланами занимаемся, работа у нас с глобальным горизонтом планирования. Первый блок – создание единой топоосновы Московской области и сводного плана ее инженерных сетей. По сути, мы собираем информацию обо всем, что над землей и под землей.

– О новых инженерных сетях вы от девелоперов можете получить информацию, а как узнаете о давно действующих? Их износе? Назывались такие оценки: 70% сетей Подмосковья изношены.

– Сначала нам надо понять, где эта сеть проходит. Потом выяснить процент ее изношенности. Это и полевая работа, и камеральные проверки, и работа с сетевыми компаниями, ресурсоснабжающими организациями и балансодержателями. Мы к этой работе приступили только в этом году.

– Хоть о каких-то результатах вашей работы вы можете рассказать? Например, по генпланам. До сих пор более чем в 200 муниципальных образованиях их нет.

– Мы реально определили, какой инфраструктуры не хватает в каждом муниципалитете: дорог, объектов образования, здравоохранения. Генплан разрабатывается на перспективу более 20 лет. Конечно, красиво написать, что в 2022 г., например, будет построен спортивный комплекс в Балашихе. Но человек, который живет в ней сейчас, интересуется текущим состоянием вещей. Он понимает, что в его городе не хватает детсадов, поликлиник, рабочих мест. И ему важно узнать, как скоро они появятся.

– Вы упомянули Балашиху. Именно в ней первой из крупнейших образований будет принят генплан в этом году?

– Нам нужно принять более 200 генпланов. Балашиха – среди первоочередных. С главами муниципалитетов при обсуждении генпланов мы нормально дискутируем, у нас партнерские отношения. Власть региональная никоим образом не управляет муниципальными делами, и наоборот. С балашихинским главой мы тоже работаем совместно. Первая и основная задача – надо создавать рабочие места. В городе не хватает примерно 129 000 рабочих мест. К сожалению, Балашиха в предыдущие годы развивалась несбалансированно: жилье строилось, а про социалку, сети и дороги «забывали». Поэтому мы начали с того, что выявили структуру рабочих мест и свободные территории для их создания. Всего области нужно более 1 млн рабочих мест. Сейчас их около 2,5 млн.

– Сколько в Балашихе свободных территорий под рабочие места?

– Около 2000 га. Мы выделили площадки под первоочередное освоение: это бывшая реутовская нефтебаза, которая передана в область от Минобороны. Она находится прямо на пересечении МКАД и Горьковского шоссе. Там участок – 60 га, на нем планируем создать 40 000 рабочих мест.

Далее мы проработали мероприятия по созданию транспортной инфраструктуры.

– В том числе и так называемого легкого метро?

– Легкое метро – это на перспективу. Я им лично занимаюсь. Это ключевой проект, возглавляет работу по нему губернатор. Сроки достаточно жесткие – первый пусковой комплекс должен заработать к 2020–2021 гг. Он свяжет Подольск, Домодедово, Раменское с заходами в аэропорты «Домодедово» и «Жуковский». Протяженность первого из четырех пусковых комплексов – 74 км, общая – 246 км. Это транспортное кольцо свяжет между собой 20 крупных городов Подмосковья. Время в пути от места проживания до места работы сократится с двух часов до 35 минут. Первая развязка, которая начала строиться в 2016 г., – на пересечении Ильинского и Волоколамского шоссе. По хордовым дорогам – ключевых их пять, – которые напрямую свяжут между собой областные города, мы пока сделали только граддокументацию. Предусмотрено также создание 229 транспортно-пересадочных узлов на железных дорогах, легкорельсовом транспорте и высокоскоростных магистралях.

А для Балашихи надо создать ряд хордовых дорог, реконструировать существующие: наконец начать работать над реконструкцией Носовихинского шоссе.

– Было немало разговоров о том, что путепроводы будут выставлять на аукционы для инвесторов. Что-то в этом направлении сделано?

– Этим занимается министерство транспорта, а также министерство инвестиций и инноваций. Понимаете, у каждого органа госвласти есть определенная компетенция. Задача Главархитектуры – зарезервировать территории и разработать градостроительную документацию. У нас есть утвержденная схема территориального планирования транспортного обслуживания МО, где мы предусмотрели резервирование площадок под инфраструктуру, включая путепроводы. То есть территории, где их строить, в области есть.

– Какие муниципалитеты в числе первоочередных по генпланам?

– Химки, Красногорск, Королев, дальше – Одинцовский район, Мытищи, Ленинский район. Это муниципалитеты с высоким уровнем градостроительной деятельности, там дефицит рабочих мест и инфраструктуры. Но разбежка между первым и вторым этапами принятия генпланов – всего 3–4 месяца. Работа идет одновременно и для ближних к Москве городов, и для отдаленных.

Мы резервируем свободные территории в рамках генпланов под социальные объекты, под транспорт, рабочие места. Выясняем, где аварийный фонд кричащий, а это значит, надо заключать договоры о развитии застроенных территорий, разрабатывать проекты планировки.

Мы должны четко понимать, что если где-то низкая плотность автомобильных дорог и большой дефицит рабочих мест, то мы должны концентрировать именно на этом свои финансовые ресурсы. Раньше мы работали по заявительному принципу. Конечно, поликлиники или детсады везде нужны. Но есть кричащие муниципалитеты, где люди до больницы едут полтора-два часа – и столько же к ним добирается «Скорая помощь». Генплан дает нам понять, как расставить приоритеты.

Хочу отметить: утвержденный генплан также является основанием для передачи земель из федеральной собственности в муниципальную. В начале апреля, например, был утвержден генплан городского округа Черноголовка, что позволит округу принять на баланс 1500 га федеральных земель, которыми до этого момента администрация не могла распоряжаться.

– Что планируется в ближайших к Москве городах? Например, в Химках, генплан которых неоднократно корректировался.

– Сейчас мы рассматриваем уже третью его редакцию. Мы выявили, что там профицит рабочих мест – около 15 000. Соответственно, Химки становятся донором для других городов Подмосковья – Солнечногорска, например, или Долгопрудного.

Каждый новый глава Химок пытался сделать генплан. Но с прошлого года заказчиком по генплану является правительство Московской области. Муниципалитет – активный участник этого процесса.

– У него не может возникнуть соблазна поиграть с цифрами? Например, занизить число жителей?

– Мы цифрами не играем. Генплан – публичный документ. Невозможно завысить или занизить численность населения. Это просто бессмысленно, есть официальная статистика.

– Но она же может расходиться с реальным положением дел?

Бизнес следует за спросом

«Красногорский район лучше всех в Подмосковье обеспечен офисно-деловыми центрами. Но я полагаю, что нет понятия перенасыщенности какими-то объектами недвижимости. Бизнес никогда не придет строить там, где у него никто не придет покупать. Есть аналитика и прикладная наука, а есть жизнь за окном. Если инвестор говорит, что хочет построить здесь торговый центр, то почему мы должны сдерживать человека? Он же просчитал свои риски. К нам и сегодня приходят сетевые ритейлеры: «Ашан», «Мега», «Петрович» с заявками на площадки под магазины. Мы рады любому инвестору. Пусть приходит, мы обеспечим ему достойное размещение. В 2015 г. 70% градостроительных документов были выданы на объекты нежилого назначения»

– Разбежка между официальной статистикой и данными УФМС – 4,5%. Мы все данные перепроверяем. И исходя из числа жителей мы понимаем, сколько нам нужно школ, поликлиник, больниц и т. д. Завышать данные никому не нужно, а занижать мы никому не дадим.

– Проблема недостатка компетентных специалистов для выполнения этой работы осталась? Ведь генпланы составляют не один год уже.

– Работа буксовала не поэтому. Наши специалисты вполне профессиональные и грамотные. Архитекторов хороших у нас хватает. Дело в том, что у области были другие приоритеты. Строилось много жилья. В отдельных муниципалитетах занижалась численность населения. Были интересы крупных землевладельцев, которые хотели капитализировать свои территории – в основном за счет земель сельхозназначения. А область имела полномочия только согласования генпланов: отклонить или не отклонить документ, заказчиком которого был глава муниципалитета.

Но Градкодекс допускал, несмотря на отказ в согласовании генплана правительства области, совершенно легитимно его утвердить через процедуру согласительной комиссии. То есть ранее интересы области и даже Российской Федерации не всегда учитывались. Чтобы убрать давление «сторонних сил», сейчас заказчиком всех генпланов стало правительство Московской области.

Одни муниципальные образования обладают какими-то ресурсами, у других их нет. Например, где-то дефицит кладбищ. Да практически во всех прилегающих к Москве – ну нет там таких территорий, да еще с санитарно-защитной зоной в 500 м. Но зато такие участки есть в граничащих с ними муниципальных образованиях. А двум главам [округов] всегда было сложно договориться. Нам немножко попроще.

– Получается, что сейчас правительство области выступает как посредник между поневоле договаривающимися между собой главами округов?

– Нет посредничества. Область выступает как координатор единой градостроительной политики. Но мнения глав мы учитывать обязаны. Они у нас самодостаточные и грамотные люди. Они находятся на территории и в любом случае лучше нас ее чувствуют и понимают. И если глава говорит, что вот тут не надо размещать крупный логистический комплекс (хотя место для него удобное), потому что мы получим протесты жителей и социальную напряженность, и предлагает другую территорию, то мы, поняв, что она подходит по градостроительным параметрам, обязаны к нему прислушаться и найти устраивающее всех решение.

Мы работаем совместно. Нельзя принять документ, против которого выступает глава данного округа. И против которого население. Главы у нас выборные, с них жители потом спросят: разместил ли парк, предусмотрел ли школу и т. д. Глава отвечает за публичные слушания. Нам предстоит провести их около 5000.

– Жители реально могут повлиять на генплан?

– Могут. Также влияние осталось у советов депутатов районов и округов.

– Балашиха станет городом-садом?

– Мы должны ее сделать городом, комфортным для жизни. Мы с вами еще прокатимся на рельсовом транспорте. По транспортному кольцу пересечем границы старой и новой Москвы и, проносясь со скоростью 80–100 км/ч, вспомним, как говорили о светлом будущем