Эффективность управления регионами в 2020 году снизилась из-за пандемии

В новом году основные риски будут связаны с ожиданиями населения после коронавируса
В условиях пандемии выросла нагрузка на социальную сферу, были проблемы в экономическом развитии и привлечении инвестиций, однако, как считают эксперты, ситуация в целом управляема /Ярослав Чингаев для Ведомостей

Поляризация российских регионов по эффективности управления выросла в 2020 г. в условиях пандемии – успешные губернаторы могут работать в сложных условиях, а в части регионов управленческая ситуация была упущена. Это следует из рейтинга эффективности управления регионами, подготовленного Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Методика рейтинга предполагает оценку трех блоков управленческой эффективности. По оценке экспертов, снизилась средняя эффективность социального и финансово-экономического блоков управления, однако выросла политико-управленческая эффективность.

В условиях пандемии выросла нагрузка на социальную сферу, были проблемы в экономическом развитии и привлечении инвестиций, однако, как считают эксперты, ситуация в целом управляема. В первую пятерку регионов с высоким уровнем управления вошли Тюменская, Тульская области, ЯНАО, Чечня и Белгородская область. Среди аутсайдеров рейтинга – Хакасия, Бурятия, Ингушетия, Северная Осетия и Карелия.

Из тех регионов, где в 2021 г. ожидаются выборы (в том числе депутатами заксобраний ), лучше всего выглядят позиции Алексея Дюмина (Тульская область) и Рамзана Кадырова (Чечня), а хуже – Сергея Морозова (Ульяновская область) и Шолбана Кара-оола (Тыва), а также Рашида Темрезова (Карачаево-Черкесия) и Вячеслава Битарова (Северная Осетия). Также ухудшилась ситуация и в Хабаровском крае, где на выборы предстоит идти врио губернатора Михаилу Дегтяреву.

Главный риск 2021 г. в региональной политике – «риск выхода из кризиса», считает гендиректор АПЭКа Дмитрий Орлов: «С завершением пандемии усилятся ожидания населения, политическая активность и протестные настроения. Это будет происходить на фоне думской кампании. В проблемных с точки зрения управляемости регионах могут возникнуть постоянные очаги протестной активности, которые попытаются использовать участники выборов в Думу, прежде всего парламентская оппозиция».

По словам второго автора исследования – Ростислава Туровского, в связи с думскими выборами основные риски для региональной власти будут связаны со снижением управляемости социальными процессами и отсутствием очевидных достижений в экономике: «В связи с первым возможны сюрпризы в отдельных регионах, несмотря на то что электоральный менеджмент находится на высоком уровне. В связи со вторым понадобится внятное объяснение того, как регион справлялся с пандемией и ее экономическими издержками, а также публичная стратегия решения посткризисных задач». Наибольшие риски, по его словам, существуют в регионах, тяжело переживающих пандемию и имеющих иммунитет к управляемому голосованию, – на Северо-Западе, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Политическую управляемость сложно оценивать, поскольку вызовы 2020 г. сместились в социальную сферу, а голосование по поправкам в Конституцию было федеральной историей, говорит политолог Екатерина Курбангалеева: «Социальная и финансово-экономическая управляемость действительно снизились, но тут опять же все сместилось в социальную сферу из-за коронавируса».

Уровень управляемости регионами в 2021 г. можно будет оценить по итогам выборов в Госдуму, считает она: «В 2020 г. граждане были разделены, сидели по домам. К концу весны нового года ситуация с коронавирусом стабилизируется, и люди переключатся на другие вопросы, прежде всего связанные с доходами и работой. Плюс наложится выборная повестка, и от того, как власти будут администрировать выборы, зависит управляемость – если все будет разумно и гибко, то кампания пройдет спокойно, если же будет реализовываться сценарий заградительных барьеров для неугодных, то будут конфликтные ситуации».