Сотовые абоненты могут залезть в гигантские долги

Сотовым абонентам придется внимательно читать договор с оператором, чтобы не оказаться в неоплатном долгу перед ним. Проект новых правил оказания услуг мобильной связи, разработанный Минкомсвязи и операторами, разрешает предоставлять услуги в кредит даже при авансовой форме оплаты

Именно выбор авансовой формы оплаты при заключении договора помог абоненту «Мегафона» Галине Пустынской отбиться в марте 2011 г. от претензий оператора, требовавшего 1,055 млн руб. за скачивание из интернета сериалов в роуминге. Подписывая договор, в котором идет речь об авансовой системе оплаты, абонент закономерно предполагает, что при нулевом остатке средств на счете оказание услуг будет немедленно приостановлено, говорится в решении Ленинского районного суда Владимира, который рассматривал дело.

Проект новых правил опубликован на сайте Минкомсвязи. Базовый вариант документа готовила рабочая группа при министерстве, в которую вошли представители самого ведомства, операторов, ФСБ и Роспотребнадзора, говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Правда, в свойствах файла значится только один автор – Vimpelcom. Но «Вымпелком» автором документа не является, утверждает его представитель Анна Айбашева: соответствующая отметка появилась в свойствах файла из-за того, что представитель «Вымпелкома», участвовавший в рабочей группе, вносил в него финальные правки и сводил все предложения, объясняет она.

Проект содержит более развитый (чем в действующих правилах) понятийный аппарат – например, в нем впервые появилось определение роуминга, замечает ознакомившийся с проектом юрист группы компаний «Крикунов и партнеры» Евгений Колесник. Однако в целом, по его мнению, документ ухудшает положение абонентов.

Самым значительным минусом юрист считает то, что новые правила нивелируют значение выбранной абонентом системы оплаты услуг (авансовая или кредитная). Указание на систему оплаты исключено из существенных условий договора, говорит Колесник, а ряд норм вообще обязывают абонента оплачивать услуги вне зависимости от выбранной системы оплаты услуг. Исходя из этих норм, авансовая система оплаты фактически не работает в роуминге и в тех случаях, когда абонент получает через оператора доступ к услугам третьих лиц – контент-провайдеров. Более того, правила дают оператору возможность прописать в договоре случаи, когда даже при авансовой системе оплаты услуги продолжают оказываться после достижения нулевого баланса. Гражданское законодательство в России не предполагает, что при исчерпании аванса оператор обязан приостанавливать обслуживание, возражает юридический советник крупной телекоммуникационной компании Антон Богатов.

Изменения в правилах в основном закрепляют сложившийся на рынке порядок действий операторов и учитывают законодательные нормы, которые уже есть в смежных сферах, объясняет Кузьменко из МТС. А Айбашева из «Вымпелкома» и вовсе уверяет, что новые правила призваны защитить абонента: они позволяют оператору максимально точно описать, в каких случаях оказание услуг «авансовому» абоненту при исчерпании аванса прекращается, а в каких – нет, чтобы избежать возможного непонимания. Проект правил закрепляет возможность комбинировать авансовую и кредитную формы оплаты, но абонент всегда сможет выбрать тариф, не позволяющий пользоваться услугами в долг, говорит Айбашева.

Все операторы и сейчас указывают в договорах на возможность авансовой системы расчетов, говорит пресс-секретарь "Мегафона" Юлия Дорохина. Об этом говорится и в правилах: при исчерпании внесенных абонентом дсредств оказание услуг прекращается, за исключением случаев, установленных договором. Это как раз случай роуминга и другие аналогичные ему, объясняет она.

Колесник находит в проекте и целый ряд других дискриминационных, на его взгляд, для абонента условий. Например, оператор может сам решать, какие действия абонента выражают согласие с оказанием ему дополнительных услуг (вроде рассылки платных sms), сможет сам устанавливать порядок перевода абонента на другой тарифный план. Еще правила узаконивают внутрисетевой роуминг, который обещали отменить депутаты при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

Начальник управления защиты прав потребителя Роспотребнадзора Олег Прусаков затруднился прокомментировать документ, которого пока не видел. Минкомсвязи анализирует отзывы на проект и скоро отправит его на согласование в другие ведомства, обещает представитель министерства.