Сети второго поколения рано списывать со счетов

Доходы российских операторов от услуг второго поколения мобильной связи (стандарт GSM) будут расти еще два-три года, считают аналитики Credit Suisse. Операторы с ними согласны, но подчеркивают, что доходы от передачи данных все равно будут расти быстрее

У российского рынка сотовой связи в стандарте GSM еще остался потенциал роста, считают аналитики Credit Suisse. Доходы от услуг второго поколения (2G) в России в ближайшие два-три года еще будут расти, об этом свидетельствует рост абонентской базы Tele2, которая в последние месяцы подключала ежемесячно более 0,2 млн новых абонентов, говорится в отчете Credit Suisse. По данным аналитиков, последние четыре квартала выручка операторов от мобильных голосовых услуг в России росла на 4–8% (год к году), а от мобильной передачи – на 15–28%.

Доходы от голосовых услуг в России будут расти в основном за счет роста экономики и доходов населения, что приведет к росту потребления 2G-услуг, считает директор коммерческого департамента МТС Эдуард Васильев. Несмотря на рост доходов от голосовых услуг, их доля в выручке снижается; так, в I квартале 2011 г. они принесли «Мегафону» в России 40,8% выручки по сравнению с 49,6% годом ранее, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. В IV квартале 2010 г. выручка «Вымпелкома» от голоса в России выросла, но незначительно, а основной рост приходится на передачу данных, сообщила представитель этого оператора Анна Айбашева. По ее словам, уже сейчас голосовой трафик в сети оператора занимает не более 25%.

Выжать максимум

Специалисты call-центра МТС смогут в режиме реального времени анализировать использование услуг абонентом и рекомендовать ему соответствующие его профилю потребления тарифы и тарифные опции благодаря внедрению системы RTM (real-time marketing), рассказала представитель МТС Валерия Кузьменко. По данным близкого к МТС источника, стоимость внедрения системы составит $7,5 млн. Система окупится за два года, а дополнительные доходы за пять лет составят $140 млн, надеется он.

Tele2 выходит в новые регионы и понятно, что ее абонентская база растет быстро, перспективы же рынка 2G в целом сомнительны, считает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. Уровень проникновения мобильной связи продолжает расти, но в основном за счет продаж 3G-модемов, объясняет он. По данным AC&M-Consulting, на 31 мая 2011 г. на сотню россиян приходилось 153 активные sim-карты против 146 sim-карт годом ранее.

Потенциал роста для 2G-услуг остается, соглашается с аналитиками Credit Suisse представитель Tele2 Александр Бахорин. По его словам, в новых регионах Tele2 часто подключает людей, для которых до того мобильная связь была недоступна.