ВТБ добился ареста активов Константина Малофеева

Высокий суд Лондона по иску «дочки» ВТБ наложил арест на часть активов основателя «Маршал капитала» Константина Малофеева. Среди них может оказаться и часть 7%-ной доли «Маршала» в «Ростелекоме»
М.Стулов

Арестованы могут быть и акции «Ростелекома», надеется близкий к ВТБ источник. В конце 2010 г. «Маршал капитал» заявил, что приобрел у Газпромбанка фонд, владеющий примерно 7% обыкновенных акций «Ростелекома». Сделку финансировал в том числе Газпромбанк, говорил «Ведомостям» источник в банке, поэтому номинальным владельцем акций «Ростелекома» числится именно он. Около недели назад Газпромбанк сообщил, что владеет 8,4% акций «Ростелекома». Этот пакет в пятницу на ММВБ стоил 39,3 млрд руб. ($1,36 млрд) – таким образом, арестовано может быть до 1,24% «Ростелекома». Представители Газпромбанка и «Ростелекома» воздержались от комментариев.

ООО «Маршал капитал»

инвестиционная компания. Владелец (данные ЕГРЮЛ на 30.12.2009) – Наталья Арапова. финансовые показатели не раскрываются.

Арест на активы основателя Marshall Capital Holdings Ltd. Константина Малофеева наложен по иску VTB Capital plc, сообщила пресс-служба ВТБ. Малофеев – один из соответчиков по иску; другие – группа предприятий по выпуску детского питания Nutritek International Corp. (находится в процессе банкротства) и две структуры группы Marshall Capital, на 1 ноября 2007 г. владевшей 49,4% основного акционера Nutritek – «Нутринвестхолдинга».

Арестована часть активов Малофеева на сумму до $200 млн, уточнил представитель «Маршал капитала» и подтвердил близкий к ВТБ источник. Что именно арестовано, они не говорят. Представитель ВТБ утверждает, что арест распространяется на все активы Малофеева, в том числе в России. Также, по его словам, решение об аресте исполнено в юрисдикциях Кипра, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, где зарегистрирован ряд активов предпринимателя.

В иске (копия есть у «Ведомостей») VTB Capital требует возместить ущерб, причиненный «мошенническими действиями, результатом которых стало одобрение кредитного соглашения в ноябре 2007 г. и списание со счетов банка суммы свыше $225,05 млн». Речь идет о кредите, выданном ООО «Руссагропром» для покупки компании Newblade Ltd., в которую продавец – Nutritek – выделил шесть молочных предприятий. Переговоры с банком инициировали представители Marshall, говорится в иске: Малофеев, тогда зампред совета директоров «Нутринвестхолдинга», объяснил менеджерам VTB Capital, что Nutritek хочет сфокусироваться на основном бизнесе – производстве детского питания, а молочное производство продать.

Покупатель появился через несколько недель – недавно созданное ООО «Руссагропром»: Малофеев сообщил представителям банка, что сделка будет «дружественная», но покупателю нужны деньги. VTB Capital изучил представленную менеджерами Nutritek информацию о молочных предприятиях Nutritek, отчет Ernst & Young об их оценке и предоставил «Руссагропрому» $225 млн.

Тот исправно обслуживал заем до ноября 2008 г., а затем прекратил платежи, говорится в иске. VTB Capital «предпринял меры по взысканию задолженности» – получил контроль над «Руссагропромом» и предприятиями. Но отчет Deloitte, составленный по заказу банка в апреле 2011 г., показал: изъятые активы стоят «менее $40 млн, скорее всего, не более $32 млн». Банк считает, что Малофеев и другие представители Nutritek намеренно завысили данные о бизнесе молочных заводов и дали безосновательные прогнозы их развития до 2013 г. В результате и Ernst & Young оценил эти активы неоправданно, по мнению банка, дорого: в 9,2 млрд руб. ($366 млн).

Вопрос о причинах снижения стоимости молочных активов Nutritek нужно задать ВТБ, который управлял ими 2,5 года, считает представитель «Маршал капитала». Представитель Ernst & Young вчера не стал объяснять, почему его аудиторы ограничились данными, полученными от Nutritek.

ВТБ также считает, что Малофеев и Nutritek ввели банк в заблуждение, представив контрагента – «Руссагропром» как независимую компанию, на 90% принадлежавшую Владимиру Алгинину (бывший замминистра сельского хозяйства, топ-менеджер «Росхлебопродукта» и «Вимм-билль-данна»).

На деле же, считает VTB Capital, крупнейшим совладельцем «Руссагропрома» был Marshall. Такой вывод банк делает, в частности, из переписки сотрудников «Руссагропрома» и Nutritek, а также на том основании, что в документальном архиве «Руссагропрома» нет упоминаний о переговорах с Nutritek.

Принимая решение о выдаче кредита, VTB Capital запрашивал всю информацию у заемщика, это «стандартная банковская практика», утверждает представитель ВТБ. Содержащуюся в иске информацию о том, что банк получал сведения в основном от другой стороны сделки – Nutritek и Marshall, в банке не комментируют.

Претензии в адрес Малофеева не имеют под собой никаких оснований и отвечать на них будут адвокаты «Маршал капитала», говорит представитель компании. По его мнению, ВТБ «злоупотребляет процессуальными правами». Адвокаты «Маршал капитала» готовят ответные претензии к ВТБ, добавляет он.