Рынок бытовой техники вернулся на докризисный уровень

Российский рынок бытовой техники и электроники вернулся на докризисный уровень – в этом году продажи прогнозируются на уровне $16,5 млрд. Но ритейлеры не спешат радоваться, а вовсю готовятся ко второй волне кризиса
М.Сергеев

Российский рынок бытовой техники и электроники по итогам 2011 г. вырастет на 15–20% по сравнению с предыдущим годом и достигнет докризисных показателей, заявил вчера президент отраслевой ассоциации РАТЭК Александр Онищук на конференции «Электроника. Производство и торговля».

«Мы ожидаем, что по итогам года объем рынка может достичь $16,4–16,5 млрд», – уточнил сотрудник РАТЭК Антон Гуськов. С этим согласна и представитель GfK Rus Наталья Моржова. Свои данные GfK основывает на розничных продажах ритейлеров. По словам Моржовой, только за три квартала 2011 г. рост продаж электроники и бытовой техники соcтавил 27% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Оптимистичные прогнозы экспертов подтверждают и ритейлеры. Выход рынка на докризисные показатели «Ведомостям» подтвердил представитель Media-Saturn Russia. Правда, собственный объем продаж компания не раскрывает. «Продажи «М.видео» давно превысили докризисные показатели», – говорит менеджер по связям с общественностью «М.видео» Антон Пантелеев. По его словам, оборот компании в 2008 г. составил 84,3 млрд руб., в 2010 г. – 102 млрд руб., а за девять месяцев 2011 г. – 87,2 млрд руб.

В кризисный 2009 год продажи бытовой техники упали на 30%, напоминает Гуськов. Если в 2008 г. емкость рынка составляла $16,5 млрд, то в 2009 г. – уже $11,8 млрд. Оздоровление началось в 2010 г., продолжает Гуськов, когда рынок вырос до $13,7 млрд.

Продажи растут в основном за счет компьютеров, нетбуков и планшетников, говорят представители GfK и РАТЭК. На их продажи приходится около трети рынка.

Лидерами роста в «М.видео» стали смартфоны среднего ценового сегмента средней стоимостью примерно 7000 руб. (их доля в выручке от продажи телефонов – 75%, а всего телефонов будет продано более 1 млн), компьютеры среднего ценового сегмента за 17 000–22 000 руб. (всего будет продано до конца года более 1 млн единиц техники) и телевизоры с поддержкой последних технологий (3D смарт-ТВ) стоимостью от 30 000 руб. (телевизоров до конца года будет продано более 1,4 млн), говорит Пантелеев.

Продажи смартфонов с января по октябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. выросли в 2,7 раза, соглашается представитель Media-Saturn Russia.

Среди причин, способствующих росту рынка, участники конференции назвали, с одной стороны, стабилизацию доходов населения и вызванное этим увеличение покупательной способности, с другой – рост так называемых инвестиционных покупок. «Такие покупки обусловлены предкризисными ожиданиями и страхом перед инфляцией», – добавляет менеджер крупной федеральной сети, торгующей бытовой техникой.

Предкризисные ожидания учитывают и сети, указывает Гуськов. К примеру, «Техносила» этим летом оптимизировала персонал, сократив 600 человек. «Ритейлер должен быть худым, мы постоянно осуществляем контроль над затратами», – вторит ему Пантелеев. Правда, сейчас, по его словам, у компании «нет расходов, которые бы пришлось экстренно сокращать».

Работает над оптимизацией и Media-Saturn Russia. По словам представителя компании, в 2012 г. сеть внедрит технологии RFID, прежде всего для оптимизации процессов складской логистики. В торговом зале в первую очередь RFID-чип обретут товары в отделах «Развлечения» и «Аксессуары». «Это намного упростит процесс идентификации товара в торговом зале, а также позволит видеть реальную ситуацию с товарными запасами», – указывает представитель компании.