«Яндекс» намерен «отвязать» опционы сотрудников от рыночных котировок

Цена компании с момента IPO подвержена сильным перепадам, поэтому вместо премий за рост бумаг сотрудникам предложено получать просто определенное количество акций
А.Махонин

Интернет-компания «Яндекс» предложила сотрудникам сменить систему их вознаграждения, говорится в сообщении компании для американской комиссии по биржам и ценным бумагам. Компания предложила сотрудникам (кроме руководящих), включенным в программу мотивации с 28 ноября 2011 г. по 5 марта 2012 г. или получившим опционы во время IPO, заменить премии, привязанные к росту цены акций (share appreciation right, SAR), и опционы на покупку акций на так называемые restricted share units (RSU) – права на бесплатное получение определенного количества акций. Коэффициент обмена — 1:2, то есть сотрудник получит один RSU за каждые два SAR или опциона на акцию.

Из-за ситуации на рынке цена акций «Яндекса» с момента IPO подвержена сильным перепадам, объясняется в сообщении. В то же время конкуренты для мотивации все чаще используют RSU, которые в период рыночной волатильности более ценны для сотрудников. Впрочем, обмен доброволен — решить, будут ли они менять программу мотивации, сотрудники должны будут до вечера 9 ноября.

Опционная программа в «Яндексе» действует с 2007 г., она рассчитана на период до 2017 г., рассказала компания в проспекте к размещению в 2011 г. Всего на опционы выделено 10% акций — 32,12 млн, из них 17,36 млн к маю 2011 г. уже были закреплены за сотрудниками: они могли выкупить бумаги в среднем по $3,62 за акцию. На конец марта 2011 г. в «Яндексе» работали 2677 человек, участником опционной программы был каждый десятый, следует из проспекта.

Благодаря опционной программе «Яндекс» уже сделал миллионерами своих топ-менеджеров. Так, за последний год 17 топ-менеджеров компании продали около 2,7 млн акций. В пятницу такой пакет стоил около $62 млн (вчера торги на NYSE были закрыты из-за урагана «Сэнди»). Судя по раскрытиям на Bloomberg, в результате около 10 менеджеров должны были стать миллионерами — в частности, главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская и руководитель департамента разработки Алексей Мазуров могли получить больше $10 млн.

"Яндекс" — одна их немногих российских компаний, где ценные сотрудники, не обязательно топ-менеджеры, за счет опционной программы могут получить значительные суммы», — говорит представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. Она добавляет, что технически продажа акций инсайдерами происходит по так называемому торговому плану 10b5-1, цель которого — лишить их возможности воспользоваться непубличной информацией и избавиться от акций в подходящий момент. Продажей занимается не сам менеджер, а автоматический брокер — по графику, составленному как минимум на полгода, а иногда и на год вперед. После передачи плана продаж брокеру владелец акций уже не может вмешаться в процесс.

В Mail.ru Group опционную программу на более чем 200 сотрудников администрирует специальный траст, в котором хранятся опционы менеджеров, рассказала «Ведомостям» представитель компании Ксения Чабаненко. Она уточнила, что Mail.ru Group не раскрывает исполнение опционов отдельными сотрудниками и продажу ими акций: правила Лондонской биржи этого не требуют.