Qiwi хочет продавать свои карты через сети «Вымпелкома» и «Мегафона»

Это позволит платежному сервису расширить присутствие на рынке офлайн-платежей
Е. Разумный/ Ведомости

Представители Qiwi обсуждают с «Мегафоном» и «Вымпелкомом» возможность оформления пластиковых карт, привязанных к электронному кошельку VisaQiwiWallet (VQW), в салонах операторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три источника, близкие к Qiwi и операторам. Обсуждение носит предварительный характер, никаких конкретных решений и договоренностей пока нет, подчеркивают они.

В магазинах «Связного» реализуются дебетовые и кредитные карты различных банков, платежные карты операторов сотовой связи и провайдеров IP-телефонии, сертификаты iTunes и AppStore и многое другое, говорит его представитель Мария Заикина. У нас есть понимание, в каком виде продукт Qiwi будет максимально востребован у посетителей «Связного» – детали обсуждаются с партнером, утверждает она.

Представители Qiwi и «Вымпелкома» не комментируют возможное сотрудничество по продвижению карт. Проект по распространению карт Qiwi в салонах «Мегафона» сейчас не рассматривается, оператор анализирует возможность выпуска кобрендинговой карты с Qiwi, говорит его представитель Алия Бекетова.

Возможное сотрудничество с «Вымпелкомом» и «Мегафоном» – один из рассматриваемых Qiwi путей расширения каналов распространения ее пластиковых предоплаченных карт и развития офлайновых платежей, рассказывает источник, близкий к платежному сервису. Сейчас через электронный кошелек можно заплатить за товары и услуги более чем 100 000 поставщиков, а карты позволяют пользователям VQW платить в офлайновых торговых точках, где принимают карты Visa, отмечает он. Количество выпущенных Qiwi предоплаченных карт, а также другие планы расширения карточного бизнеса источник не назвал.

Доля Qiwi

44,2% российских пользователей электронных кошельков платили через VQW в I квартале 2015 г., следует из материалов Qiwi, подготовленных на основе данных Russian Target Group Index. Его терминалами пользовалось 36,6% плательщиков, предпочитающих такой способ оплаты.

Qiwi действительно рассматривает возможность расширения дистрибуции пластиковых карт как один из элементов развития бизнеса, передала «Ведомостям» управляющий директор группы Qiwi Анна Стоклицкая. Сочетание онлайн и офлайн платежных инструментов, привязанных к единому кошельку, увеличивает лояльность пользователя, указывает она. Это актуально и с точки зрения безопасности. Так как при использовании пластиковой карты, на которой хранится ограниченная сумма, равная балансу кошелька, у пользователей есть уверенность в сохранности средств на зарплатной или кредитной карте, добавляет Стоклицкая.

Сейчас привязанные к кошельку карты Qiwi высылает пользователям в основном через «Почту России», говорит представитель компании Ксения Васильева. Получить их также можно в московском офисе «Киви-банка».

Из отчета Qiwi следует, что к концу I квартала 2015 г. у VQW было 17,3 млн активных  пользователей. Его финансовые показатели как отдельного сегмента Qiwi не раскрывает с 2014 г. В IV квартале 2013 г. выручка VQW впервые превысила доход от терминального бизнеса.

У Qiwi уже есть совместные проекты по развитию электронных кошельков с «Мегафоном» и «Вымпелкомом». В феврале 2015 г. на базе VQW был открыт электронный кошелек, привязанный к мобильным счетам абонентов «Мегафона», а вчера Qiwi и «Вымпелком» объявили об аналогичном проекте. Оценивать эффективность кобрендинговых проектов пока рано, говорит источник, близкий к одному из партнеров.

Со старта проекта прошло мало времени, поэтому говорить о результатах пока рано, соглашается Бекетова.

«Вымпелком» уже выпускает предоплаченные банковские карты совместно с «Центром финансовых технологий», рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. С апреля 2014 г. эмитировано 320 000 таких карт, рассказывает она. Процент от суммы своих покупок абоненты получают на бонусный счет и могут использовать его для оплаты услуг связи.

Финансовые услуги МТС интегрированы с МТС-банком, но продажу клиентам других финансовых инструментов оператор тоже не исключает, говорит его представитель Дмитрий Солодовников. В III квартале 2014 г. количество пользователей банковских карт «МТС деньги» год к году увеличилось на 44% до 2,6 млн, отмечает он.

С 2012 г. под брендом «Яндекс.Деньги» выпущено более 300 000 карт MasterCard Gold, зарегистрировано около 8 млн виртуальных MasterCard, говорит представитель «Яндекс.Денег» Евгения Арнаутова.

WebMoney не собирается распространять продукты других платежных систем через чужие розничные сети, передал «Ведомостям» директор по развитию WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе. «Qiwi – большие молодцы, что продали эту идею операторам, для Qiwi это серьезное расширение рынка», – уверен исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин.