«Яндекс» запустил онлайн-кинотеатр на базе проекта «Кинопоиск»

Он будет зарабатывать не только на рекламе, но и на продаже фильмов
«Яндекс» начнет продавать фильмы и сериалы/ М. Стулов/ Ведомости

«Яндекс» запустил онлайн-сервис показа кинофильмов и сериалов на базе своего проекта «Кинопоиск». Он представляет собой агрегатор, который транслирует фильмы с сервисов-партнеров. Среди них онлайн-кинотеатры Ivi.ru, Megogo, Ayyo Movies, Tvzavr, «Амедиатека», а также видеохостинг Rutube и система дистрибуции Pladform. Кроме того, «Кинопоиск» получает контент напрямую от правообладателей – CTC и ВГТРК, следует из совместного сообщения «Яндекса» и его партнеров. Rutube, по словам его гендиректора Вадима Федотова, даст доступ пользователям «Кинопоиска» к передачам и сериалам телеканалов ТНТ, НТВ, ТВ-3, «Пятница» и «2х2», а также к кинокаталогу Rutube.

Новый сервис «Яндекса» даст возможность узнать, какие фильмы идут в прокате, какие новинки появились онлайн, посмотреть чарты популярных фильмов, тематические подборки и график премьер, говорится в сообщении. На «Кинопоиске» будет использоваться рекомендательная система, которая предложит пользователям фильмы, основанные на их собственных предпочтениях.

«Кинопоиск» – один из старейших сайтов рунета, он был создан в 2003 г. Виталием Тацием и Дмитрием Сухановым. По данным TNS, в июле «Кинопоиск» был 12-м по популярности сайтом в российском интернете с аудиторией 15,7 млн человек. Изначально «Кинопоиск» был базой данных о кинофильмах, сериалах, актерах, режиссерах. В 2013 г. «Яндекс» выкупил «Кинопоиск» у его основателей и французской компании AlloCine за $80 млн, и почти сразу стало известно, что компания планирует превратить его в онлайн-кинотеатр. Но запуск проекта затянулся на два года.

Драйвер роста

По данным Vi, в 2014 г. продажи видеорекламы выросли на 52% до 5 млрд руб. Для сравнения: весь рынок интернет-рекламы в 2014 г. вырос на 18%, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. Правда, прогноз Vi на 2015 г. скромнее – рост на 11% до 5,6 млрд руб.

По словам руководителя «Кинопоиска» Ольги Мансуровой, до сих пор этот проект зарабатывал только на рекламе – медийной, контекстной и видеорекламе. После перезапуска проекта у «Кинопоиска» появится новая модель монетизации, поскольку он начинает показывать контент онлайн-кинотеатров – а они зарабатывают не только на рекламе, но и на продаже контента (поштучно и с помощью подписки). Партнеры будут делиться с «Кинопоиском» частью выручки от видеорекламы и от продажи фильмов, рассказывает она. Условия разделения доходов не раскрываются.

По данным J’son & Partners, рост российского рынка легальных видеосервисов составит в среднем 14,9% в год в 2014–2018 гг. В 2014 г. объем этого рынка составил 7,4 млрд руб., прогноз на 2015 г. – 8,2 млрд руб. Больше всего денег онлайн-кинотеатрам приносит реклама, к 2018 г. ее доля в выручке составит 82%. Речь идет прежде всего о видеорекламе – самом растущем рекламном сегменте в рунете (см. врез).

Tvzavr ждет от партнерства с «Кинопоиском» увеличения аудитории сайта и роста продаж контента, говорит гендиректор онлайн-кинотеатра Марина Сурыгина. В этом смысле «Кинопоиск» для таких сервисов скорее партнер, а не конкурент, отмечает она. Однако если «Яндекс» решит освоить рынок Smart-TV, то есть вероятность, что там «Кинопоиск» может стать конкурентом основным игрокам по платной модели, добавляет Сурыгина.

Мансурова из «Кинопоиска» верит, что этот проект может стать импульсом для развития рынка легального контента: это может произойти благодаря привлечению массовой аудитории.

Стратегия работы на растущем рынке видео оправданна для «Яндекса»: логично, если компания пытается присутствовать на этом рынке и увеличивать свое влияние, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Кроме того, инвесторов тоже интересует, сможет ли «Яндекс» диверсифицировать свой бизнес, чтобы меньше зависеть от российского рекламного рынка, находящегося в сложной ситуации. Вопрос в том, сможет ли компания предложить пользователям что-то новое. Хотя идея единой точки входа пользователей интересна: многие уже подписаны на несколько онлайн-кинотеатров с разными каталогами и интерфейсами, возможно, им бы хотелось получать доступ к сервису через единый удобный интерфейс, добавляет он.