Выручка «Яндекса» в III квартале превысила ожидания

Но чистая прибыль компании упала из-за роста расходов на зарплаты, маркетинг и офис

В III квартале 2015 г. выручка «Яндекса» увеличилась на 18% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 15,4 млрд руб., сообщила компания. Аналитики, опрошенные «Интерфаксом», ожидали роста на 13,3% до 14,7 млрд руб. Аналитики, опрошенные Bloomberg, прогнозировали 15 млрд руб., говорится в отчете «ВТБ капитала».

В связи с этим результатом «Яндекс» повысил прогноз роста выручки по итогам всего 2015 г. до 14–16%. Летом компания прогнозировала, что в 2015 г. ее годовая выручка увеличится на 11–13% по сравнению с 2014 г.

При этом операционная прибыль «Яндекса» в III квартале 2015 г. снизилась по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 29% до 3,2 млрд руб. Чистая прибыль также уменьшилась – на 2% до 4,3 млрд руб., а скорректированная чистая прибыль – на 10% до 3,5 млрд руб. Скорректированная EBITDA выросла на 2% до 6 млрд руб.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова называет падение чистой прибыли на 2% «бумажным», оно связано с изменением курса валют. «Яндекс» зарабатывает в рублях, но по правилам отчетности GAAP, если рублевая стоимость номинированных в других валютах активов и обязательств меняется, то компания должна отражать это изменение в отчете о прибылях и убытках, объясняет она. А чтобы оценить реальные успехи бизнеса, инвесторы смотрят на показатель Adjusted net income (скорректированная чистая прибыль) – он очищен от влияния «бумажных» факторов, в том числе валютного, продолжает Мелкумова.

То, что у «Яндекса» в III квартале упал и этот показатель – на 10% год к году, – она объясняет затратами на рекламные кампании своих сервисов («Авто.ру» и «Яндекс.браузера»), на поддержание зарплат разработчиков и на аренду московского офиса (за него компания платит в долларах). Из отчетности следует, что расходы «Яндекса» в III квартале выросли на 28%.

«Яндекс» зарабатывает прежде всего на контекстной рекламе, в III квартале она принесла ему 92% всей выручки. В целом выручка от контекстной рекламы увеличилась в III квартале на 18%: на сайтах «Яндекса» она выросла на 13%, а на сайтах-партнерах – на 35%. Выручка от медийной рекламы сократилась на 1%.

Контекст на партнерских сайтах в рекламной сети «Яндекса» растет за счет того, что партнеры сети все чаще отдают под контекстную рекламу те места, где раньше была медийная реклама, объясняет Мелкумова. Как рекламодатели, так и рекламные площадки переключают внимание на контент.

В сегодняшней макроэкономической ситуации внимание рекламодателей сфокусировано на интернет-рекламе, а она по сравнению с другими каналами более устойчива к кризису, говорит Мелкумова. Если в 2008 г. бренды только начинали приходить в контекст, то теперь их бюджет на контекст – отдельная весомая строчка в медиаплане, утверждает она.

Выручка сегмента «другие» выросла в III квартале 2015 г. на 156%. В этом сегменте отражена нерекламная выручка сервисов «Яндекса» – «Яндекс.такси», платные подписки «Яндекс.музыки» и т. п. Большую часть «других» доходов приносит компании, согласно ее информации, сервис «Яндекс.такси».

На прошлой неделе результаты III квартала опубликовала Mail.ru Group. Она увеличила выручку за этот период на 13% до 9,5 млрд руб. При этом больше половины роста выручки группы обеспечила социальная сеть «В контакте», чьи доходы в этот период увеличились на 55,4%. Самым растущим сегментом у Mail.ru Group стала реклама: рост ее продаж составил 26,7%. Гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин отметил, что бизнес-климат в III квартале оставался непростым, однако еще во II квартале ситуация на рекламном рынке начала стабилизироваться, эта тенденция сохранилась и в июле – сентябре. Рекламный рынок в России начал восстанавливаться, подтверждал недавно гендиректор крупнейшего российского селлера рекламы Vi Сергей Васильев.

Рекламный рынок в III квартале оживился, и это отразилось на результатах и «Яндекса», и Mail.ru Group, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Интересно, что у «Яндекса» замедлилась динамика падения ARPU на одного рекламодателя: этот показатель ухудшался последние пять кварталов, но если во II квартале он сократился на 5%, то в III квартале – на 1%. Это означает, что рекламодатели увеличили бюджеты на контекстную рекламу, и не исключено, что на это повлияло введение «Яндексом» нового типа аукциона, считает он.

В августе «Яндекс» запустил новую модель аукциона и новые правила ранжирования объявлений в контекстной рекламе: компания хотела сделать алгоритм вычисления оптимальной ставки понятнее для рекламодателей и помочь им привлекать больше трафика по более низкой цене за один клик. «Мы безболезненно перевели рекламодателей на новую модель аукциона, что снизило для них цену за клик, повысило качество трафика, а также кликабельность объявлений в «Яндекс.директе», - сообщил вчера гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин.