Роскомнадзор хочет разрешить операторам продавать свои контракты через интернет или в автоматах

Это дешевле, чем привлекать абонентов через салоны связи
Новые формы продажи контрактов станут доступны при условии проверки достоверности сведений об абонентах/ Е. Разумный/ Ведомости

С 1 января 2019 г. операторы смогут заключать договоры с абонентами об оказании услуг связи с помощью автоматизированных устройств, в электронной форме или после получения согласия путем совершения определенных действий (например, звонка или сообщения). Об этом говорится в проекте поправок в закон «О связи», с которыми ознакомились «Ведомости». Разработкой документа занимается Роскомнадзор, знают два собеседника из операторов связи. Представитель ведомства отказался от комментариев.

Новые формы продажи контрактов станут доступны при условии проверки достоверности сведений об абонентах. Для этого вместо паспорта абонент сможет использовать квалификационную электронную подпись, а операторы – сверяться с данными единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), единого портала госуслуг и с помощью подключения к другим информационным системам госорганов. При этом операторы должны будут до конца декабря 2018 г. провести мероприятия по подтверждению достоверности сведений об уже имеющихся абонентах. Для этого доступ к своим информационным системам операторам должны будут предоставить госорганы – такие как Пенсионный фонд России и Федеральный фонд ОМС.

Рынок переполнен

120 млн sim-карт ежегодно продают российские операторы через свои салоны связи, подсчитали в своем обзоре аналитики JPMorgan

Представитель «Вымпелкома» сообщил, что доступ операторов связи к ЕСИА поможет им с проверкой данных, указываемых в договорах, но от дальнейших комментариев отказался. МТС полностью поддерживает положения законопроекта, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Реализация норм даст оператору дополнительный канал привлечения абонентов, облегчит процедуру их удаленной идентификации и упорядочит распространение sim-карт, считает он.

Продавать контракты через интернет дешевле, чем через салоны связи, а значит, стоимость привлечения абонента снизится, предвкушает собеседник в одном из операторов. Чтобы увеличить продажи sim-карт, салоны связи в 2015–2016 гг. активно строила МТС. С 4251 магазина во II квартале 2015 г. ее розничная сеть к концу III квартала 2016 г. разрослась до 5998 салонов. Но в ноябре 2016 г. президент МТС Андрей Дубовсков выразил надежду, что мобильный ритейл в России будет сокращаться. Еще раньше стало известно, что «Мегафон» в течение 3–5 лет думает сократить свою сеть на 25–40% до 2500–3000 салонов. Об этом говорилось в отчете UBS по итогам встречи с гендиректором компании Сергеем Солдатенковым летом 2016 г.

Большого снижения затрат от появления нового канала продаж ждать не следует, ведь помимо комиссии дилерам в стоимость привлечения абонента входят затраты на рекламу, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Кроме того, операторы делают акцент на качестве новых абонентов, а привлечь высокодоходного клиента через онлайн-каналы не так просто, замечает он.

Представители «Мегафона» и «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) отказались от комментариев.