Россия обогнала страны Европы по количеству банков, подключающих к Apple Pay

Россия запоздала с оснащением торговых точек терминалами и сразу стала устанавливать современное оборудование
Чаще всего Apple Pay нужен для небольших ситуативных покупок по пути на работу или учебу / Максим Стулов/ Ведомости

Россия обогнала страны Европы по количеству подключенных к системе Apple Pay банков и платежных систем, следует из данных на сайте Apple. Сейчас в России к Apple Pay можно привязать карты 39 банков, платежной системы «Яндекс.Деньги», карты «Кукуруза» (совместный проект «Евросети» и «Центра финансовых технологий») и «Билайн» (выпускаются «Вымпелкомом» и РНКО «Платежный центр»).

А в Европе (без учета России) расплачиваться Apple Pay могут держатели карт 48 банков. Лидирует Великобритания, где подключить Apple Pay могут клиенты 29 банков. Второе место делят Ирландия, Италия и Франция – в каждой из этих стран Apple Pay доступна клиентам шести банков.

А вот в Германии и странах Скандинавии Apple Pay не работает – эти страны не фигурируют на сайте Apple. Как правило, сервис не действует в странах с малым числом банков, которые к тому же не хотят платить Apple комиссию, рассуждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Причина популярности Apple Pay в России кроется в торговых терминалах, установленных на кассах.

Россия запоздала с массовым оснащением торговых точек (в том числе и небольших) терминалами для приема пластиковых карт и поэтому подавляющее большинство сейчас оснащается современным оборудованием, поддерживающим беконтактные платежи, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Помимо того что популяризацией Apple Pay заняты сами операторы (им интересно предлагать абонентам финансовые сервисы), у России есть еще специфика: платежные терминалы принадлежат банкам, а в Европе – владельцам торговых точек, которые не всегда заинтересованы в быстрой замене этого оборудования, утверждает партнер нескольких сотовых операторов.

Европейские и американские банки консервативнее отечественных, считает руководитель департамента процессинга «Яндекс.Денег» Андрей Петров. Российские банки смелее идут на эксперименты и внедряют новые технологии, передал он «Ведомостям». Это проявляется не только в случае с поддержкой таких платформ, как Apple Pay или Samsung Pay, но и в общем уровне банковского сервиса: удобные мобильные интерфейсы, переводы через приложения, быстрый выпуск и доставка банковской карты в любую точку страны и мира, платежи через умные часы, перечисляет Петров.

По мнению Кускова, платить смартфоном удобнее, чем обычной картой, и поэтому, подключившись к Apple Pay, банки надеются удовлетворить спрос клиентов, рассуждает он. С его доводами соглашается представитель Альфа-банка Жанна Каплун: в России терминалы с NFC встречаются чаще, чем в США, говорит она. Чаще всего Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay используют для относительно небольших ситуативных покупок, которые люди делают, например, по пути на работу или учебу на регулярной основе: кофе, оплата транспорта, объясняет Каплун. Вдобавок к сервису можно подключить любую карту, в том числе не поддерживающую технологию NFC, и превратить смартфон в средство платежа, отмечает она.

Впервые Apple Pay появилась в США в 2014 г. Сейчас она работает в 22 двух странах мира (в России система появилась в октябре 2016 г.). Apple не раскрывает количество пользователей и оборот системы бесконтактных платежей. Осенью прошлого года вице-президент Apple по Apple Pay Дженнифер Бейли рассказывала «Ведомостям» о десятках миллионов пользователей системы по всему миру.

Опрошенные «Ведомостями» представители банков не раскрывают ни количество пользователей Apple Pay, ни оборот бесконтактных платежей. В России число владельцев устройств, поддерживающих Apple Pay (смартфоны моложе iPhone 6), колеблется от 5 млн до 6,5 млн абонентов, оценивает партнер нескольких операторов. Сотрудник одного из сотовых операторов говорит о 10 млн устройств.

По данным компании – партнера нескольких производителей электроники, в августе 2017 г. iPhone занимали 12,9% российского рынка смартфонов в натуральном выражении – Apple была на втором месте. На первом – Samsung, у которого есть собственный платежный сервис Samsung Pay (25,2% рынка). iPhone SE с памятью 32 Мб был при этом самым продаваемым смартфоном в России.

Смартфоны Apple хорошо продаются в России, где развито демонстративное потребление, отмечает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Более или менее платежеспособная аудитория покупает iPhone и, следовательно, пользуется Apple Pay, а банки следуют за запросами своих клиентов, рассуждает он. Данных о том, насколько массовым является использование Apple Pay или Samsung Pay, нет, равно как и нет никаких оснований утверждать об их заметной популярности, добавляет Алексеев.

Представитель Apple отказался от комментариев.