Сотовый оператор «Тинькофф мобайл» создает розничную сеть

Россияне охотно получают онлайн кредитные карты, но за сим-картами ходят в салоны связи
До сих пор ни у «Тинькофф банка», ни у его оператора не было розничной  сети: их продукты и услуги продаются через интернет и колл-центр
До сих пор ни у «Тинькофф банка», ни у его оператора не было розничной сети: их продукты и услуги продаются через интернет и колл-центр / Андрей Гордеев / Ведомости

О намерении «Тинькофф мобайла» создать розничную сеть «Ведомостям» рассказал гендиректор оператора Георгий Чесаков. Первые 11 салонов связи уже открылись в торговых центрах Москвы и Петербурга. Компания планирует открыть точки продаж в крупных торговых центрах в 65 регионах, где у Tele2 есть сети («Тинькофф мобайл» – виртуальный оператор, Mobile Virtual Network Operator, MVNO, работающий на сети Tele2), пояснил Чесаков. Площадь каждой точки составит 10 кв. м, следует из материалов «Тинькофф мобайла». Площадь может варьироваться в зависимости от условий в конкретном супермаркете, уточнил Чесаков. Инвестиции в проект и количество планируемых к открытию точек продаж он не назвал.

«Тинькофф банк» инвестирует в оператора в 2017–2019 гг. до 1 млрд руб., говорил в марте этого года финдиректор банка Илья Писемский. Без учета арендной платы создание точки продаж формата «Тинькофф» может обойтись в 250 000–300 000 руб., считает близкий к крупному сотовому ритейлеру человек.

«Тинькофф мобайл» начал работать в Москве и Петербурге в конце прошлого года. Количество абонентов не раскрывает. До сих пор ни у «Тинькофф банка», ни у его оператора не было розничной сети: их продукты и услуги продаются через интернет и колл-центр. Офлайн-розница поможет охватить ту аудиторию, которая не покупает сим-карты в интернете, объясняет Чесаков.

Банковские продукты «Тинькофф» продаются и будут продаваться дистанционно, говорит представитель банка.

По данным AC&M Consulting, в 2017 г. в России было продано 109 млн сим-карт. Доля онлайн-продаж ничтожна, в целом она составляет менее 1%, утверждает сотрудник федерального сотового оператора. Это похоже на правду, соглашается управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев. По его словам, вне стационарных салонов операторов и сотовых ритейлеров сейчас продается 25–35% контрактов сотовой связи. При этом значительная часть этих продаж приходится на лотки и уличных дилеров, отмечает Алексеев. Российские абоненты могут легко купить сим-карту офлайн, интереса к дистанционным покупкам нет, сказал он.

Доля продаж сим-карт через дистанционные каналы достигает 1,5% от всех продаж «Мегафона», говорит его представитель. Его «дочка», виртуальный оператор «Скартел» (работает под брендом Yota), соотношение онлайн- и офлайн-продаж не раскрывает. По словам его представителя Ольги Алексеевой, сим-карты Yota продаются более чем в 10 000 сторонних точек продаж. Есть у Yota и более 100 собственных точек и свыше 300 франчайзинговых, рассказывает Алексеева.

На собственную розницу Tele2 приходится примерно 50% продаж новых сим-карт, говорит представитель оператора Ольга Галушина. Долю других каналов она не раскрывает, отмечая, что в прошлом году по сравнению с 2016 г. онлайн-продажи выросли на 27%.

Доставка клиенту и оформление банковской карты и сим-карты стоят одинаково, рассказала директор по продуктам розничного бизнеса Альфа-банка Елена Бочарова. Но оборот по картам и остатки на счетах их держателей неизмеримо выше, чем средний ежемесячный платеж сотовых абонентов, объясняет она. Это делает модель дистанционной продажи сим-карт бесперспективной. Вложения могут и вовсе не окупиться, поскольку российские абоненты часто меняют операторов, отмечает Бочарова.

Но есть и операторы, у которых большинство сим-карт продается дистанционно. Так, например, происходит в «Ростелекоме», который как MVNO работает на сети Tele2, говорит его представитель. По данным «ТМТ консалтинга», по количеству абонентов он занимает 2-е место среди российских MVNO, уступая лишь «Скартелу». На 3-м – МГТС. Доля онлайн и других дистанционных продаж у оператора составляет около 70%, рассказывает представитель МГТС Татьяна Мартьянова.

MVNO Сбербанка – «Сбербанк телеком» (бренд «Поговорим») работает пока только в двух столицах. В Москве сим-карты продаются лишь онлайн, а в Санкт-Петербурге их можно купить еще и в отделениях Сбербанка.

Представители МТС и «Вымпелкома» отказались от комментариев.

До сих пор ни у «Тинькофф банка», ни у его оператора не было розничной  сети: их продукты и услуги продаются через интернет и колл-центр