Виртуальный оператор «Тинькофф банка» объединит мобильный и банковский счета

Фиксированных тарифов у «Тинькофф мобайл» не будет
Олег Тиньков
/ Сергей Портер / Ведомости

«Тинькофф банк» раскрыл детали работы своего виртуального мобильного оператора связи «Тинькофф мобайл», работающего на сетях «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2).

При оформлении sim-карты для клиента автоматически создается виртуальная карта «Тинькофф банка» с бесплатным обслуживанием, говорится в сообщении компании. Для виртуальной карты «Тинькофф» открывает банковский счет, который одновременно будет представлять собой счет мобильного телефона, уточняет представитель банка. С помощью этой карты абонент сможет оплачивать любые покупки со счета мобильного телефона. Если держать на карте более 1000 руб., банк будет ежемесячно начислять на остаток 6% годовых, обещает «Тинькофф банк».

А фиксированных тарифов у «Тинькофф мобайла» не будет. Он обещает абонентам возможность выбирать подходящие им пакеты минут, трафика или безлимитный доступ к группе приложений.

Причем можно будет вовсе отказаться от пакета трафика или минут разговора. Действительно, на своем сайте оператор предлагает конфигуратор тарифа. 200 минут разговора будут стоить 149 руб., 1200 минут – 499 руб., а за 999 руб. оператор обещает и вовсе снять ограничение на длительность разговора. Столько же стоит и безлимитный интернет. 15 Гб трафика стоят 449 руб., 2 Гб – 149 руб. Безлимитные sms оператор обещает за 49 руб. Еще оператор предлагает неограниченное пользование мессенджерами (WhatsApp, Telegram, Viber, Facebook), соцсетями («В контакте», Facebook, Instagram, Snapchat, «Одноклассники», Twitter) или музыкальными сервисами («Яндекс.Музыка», Soundcloud), но каждый из этих блоков надо подключать отдельно за 59 руб. Стоимость гигабайт и минут меньше, чем в среднем по рынку, но не критически - на 10-15%, посчитал гендиректор TelecamDaily Денис Кусков.

Российские операторы давно развивают проекты бесплатной или дисконтированной связи для своих абонентов за счет бонусов от покупок у партнеров. Идея бонусов в том, чтобы оператор смог увеличить ARPU, но не за счет абонентов, а благодаря партнерам, рассказывал Анатолий Сморгонский, руководивший направлением виртуальных операторов Tele2, а также «Скартелом» (бренд Yota, MVNO-проект «Мегафона»). В этом случае человек, совершая покупки, может полностью покрыть расходы на связь. Партнерам же участие в такой программе дает бесплатное продвижение, поэтому они делятся с сотовыми компаниями частью своей выручки. Маржинальность у продавцов одежды, в сфере общепита и развлечений часто превышает 50%, поэтому им выгодно подобное сотрудничество, говорит Сморгонский.

Один банковский MVNO в России уже действует. С августа 2017 г. «внучка» «Сбербанка» «СБ-телеком» продает sim-карты в Петербурге и Ленинградской области под брендом «Поговорим». Оператор также пользуется сетью Tele2. Тогда «Поговорим» анонсировал введение возврата средств за покупки (cash-back) с телефона и возможность оплаты услуг связи баллами бонусной программы «Спасибо».

Финансовые сервисы в привязке к счету мобильного телефона развивают и традиционные операторы, но cоздают для этого приложения и сайты-агрегаторы. За их исключением возврат денег от покупок на абонентский счет работал у операторов лишь при использовании их собственных или кобрендинговых банковских карт.

МТС уже работает с пулом партнеров по программе cash-back абонентов на счет мобильного телефона.

Для банков создание MVNO – это инвестиция в лояльность клиентов и дополнительная информация, которая поможет им больше узнать о клиентах, пишут в своем отчете аналитики «Сбербанка CIB». При этом новые виртуальные операторы в России должны иметь уникальные преимущества (и не только в ценообразовании), чтобы их заметили потребители, поскольку средний чек за сотовую связь в России и так очень низок, рассуждают они. Значимого давления на выручку традиционных сотовых операторов виртуальные пока не окажут, прогнозируют аналитики.

Объединенные услуги банка и оператора сейчас пользуется популярностью в отрасли, рассуждает аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин. Такие услуги позволяют резко сократить расходы на привлечение новых абонентов, которым сложнее отказаться сразу от двух видов услуг - банковских и связи, считает аналитик.

Интеграцию мобильных и банковских услуг гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов называет наиболее любопытной частью «Тинькофф мобайла». По его подсчетам, ARPU (среднемесячный доход от абонента) «большой тройки» операторов сейчас в России составляет 289 руб. и поступающий на ту же самую карту сash-back от покупок у партнеров с большой вероятностью будет его превышать.

С учетом качества услуг и удобства сервисов средний чек абонента «Тинькофф мобайла» может быть выше, чем средний ARPU по рынку, за счет большего потребления услуг, сказал «Ведомостям» руководитель проекта MVNO Георгий Чесаков. Перед оператором стоит задача зарабатывать деньги, это не только инструмент работы с лояльностью клиентов банка, подчеркивает он.

Пока большинство запущенных в России MVNO влияния на бизнес операторов не оказывают, говорит представитель «Мегафона». Самым успешным примером полноценного операторского MVNO он называет Yota, работающую как раз на сети «Мегафона». Более перспективной он считает модель партнерства розничных и сервисных компаний. Одним из плодов этой стратегии стала тарифная линейка «Включайся!», где в зависимости от предпочтений клиентов оператор дает доступ к музыкальным и видеосервисам, мессенджерам и социальным сетям, рассуждает представитель «Мегафона».

«Поначалу в работе сервиса будут встречаться ошибки и шероховатости, но мы их быстро поправим», - предупредил на презентации оператора Олег Тиньков.