Статья опубликована в № 4653 от 14.09.2018 под заголовком: Пираты вышли на «экранки»

Интернет-пираты становятся все организованнее

Число нелегальных копий, снятых в кинотеатрах, быстро растет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

За первые девять месяцев этого года пираты выложили на русскоязычные сайты 284 новые «экранки», т. е. копии фильмов, нелегально снятые прямо в кинотеатре на профессиональную камеру или на телефон, подсчитала Group-IB. Эта компания специализируется на предотвращении киберпреступлений, в том числе помогает правообладателям защищать свой контент в онлайне. Число «экранок» стало резко расти осенью 2016 г., указывает аналитик Group-IB Дмитрий Тюнькин: за весь 2016 год на русскоязычные сайты было выложено 33 такие копии фильмов, которые только что вышли в прокат, в 2017 г. их стало уже 211.

С начала 2018 г. в прокат в российских кинотеатрах вышло почти 330 новых фильмов, следует из данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Получается, пользователи могли посмотреть в интернете 85% фильмов этого года практически сразу после начала их проката, или практически все заметные премьеры.

Киностудии продолжают зарабатывать большую часть доходов за счет показа фильмов в кинотеатрах, поэтому они дают кинотеатрам довольно большой срок на прокат премьеры, прежде чем разрешают ее показ на телеканалах и в онлайн-кинотеатрах. Таким образом они стимулируют зрителей потратить время и деньги именно на поход в кинотеатр. У крупнейших американских киностудий окно между премьерой в кинотеатрах и показом в онлайн-кинотеатре в среднем составляет от нескольких месяцев до года, у российских кинокомпаний – 1–3 месяца. Нелегальные копии фильмов в высоком качестве пираты воруют, как правило, у легальных онлайн-кинотеатров, а более нетерпеливым зрителям как раз предлагают не слишком качественные «экранки».

Осенью 2016 г. в DarkNet («темный интернет», нерегулируемая часть интернета, где анонимно продается и покупается оружие, наркотики и проч.) стали массово публиковаться объявления о найме людей для съемок «экранок» российских фильмов или фильмов в русском переводе, рассказывает Тюнькин, с тех пор съемки таких копий и их размещение в сети становились все более организованными. И качество самих «экранок» растет, добавляет он: камеры на телефонах и видеоредакторы, которыми обрабатывают снятую копию, становятся более совершенными. Уровень пиратства резко вырос и потому, что пираты стали использовать для дистрибуции нелегального контента собственные CDN (Content Distribution Network, сеть доставки контента), указывает Group-IB. Такие сети объединяют множество серверов по всему миру с единой базой контента. Создание пиратского сайта стало максимально простым, следует из сообщения Group-IB: для запуска используется автоматический скрипт и готовый модуль с видеоплейером, который уже подключен к CDN, все это занимает буквально 10–15 минут. Владельцы таких CDN берут на себя не только съемки «экранок», получение копий из онлайн-кинотеатров, дистрибуцию контента, но и монетизацию, указывает Тюнькин: часто нелегальные копии распространяются с уже вшитыми роликами рекламодателей. Последние два года через пиратские сайты рекламируются прежде всего онлайн-казино, принимаются спортивные ставки, уточняет он. Так, часто «экранки» сопровождаются роликами онлайн-казино Azino 777.

Онлайн-реклама в фильмах и сериалах приносит пиратам 90–95% доходов, подсчитала Group-IB, а распространение нелегальных копий музыки и софта становится все менее выгодным. В 2017 г. доходы русскоязычных пиратских сайтов выросли на 21% до $85 млн. По расчетам Group-IB, запуск пиратского сайта обходится в $240, а доход крупного ресурса с нелегальным контентом достигает $10 000 в месяц.

CDN не только позволяет быстро и качественно распространять нелегальный контент, но и делает все менее эффективным блокировку отдельных пиратских ресурсов, указывает Тюнькин: вместо одного заблокированного сайта мгновенно возникает следующий с той же базой контента, пользователи быстро его находят через поисковые запросы в «Яндексе» и Google.

Гендиректор прокатной кинокомпании «Централ партнершип» Вадим Верещагин не видит заметного ухудшения ситуации с «экранками» и, наоборот, считает, что блокировки пиратских сайтов работают. Появление в сети нелегальной, даже не очень качественной копии фильма сразу после премьеры в кинотеатрах негативно сказывается на сборах, указывает Верещагин, но усиления этого эффекта последние два года нет. С одной стороны, благодаря антипиратскому законодательству в России заблокированы крупнейшие пиратские сайты, с другой – на их месте тут же возникли сотни новых, рассуждает гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов: основная масса пользователей ищет контент через поисковики и подавляющую часть трафика с поисковиков продолжают получать пиратские сайты, а не легальные площадки.-

Читать ещё
Preloader more