Сотовая связь без интернета и голоса заинтересовала россиян

Такой тариф Yota выбрали около 100 000 человек, но он останется нишевой историей, убеждены эксперты
Социальные сети и мессенджеры стали безлимитными/ Евгений Разумный / Ведомости

Первой тариф, в котором можно отказаться от голосовой связи и интернета, оплачивая только безлимитный трафик мессенджеров и соцсетей, предложила в марте 2018 г. «дочка» «Мегафона» – «Скартел» (работает под брендом Yota). На него уже перешли 16% пользователей в Москве и области, где действует эта опция, рассказал директор по продукту «Смартфон» Yota Артемий Пономарев.

В Москве безлимитный доступ к мессенджерам (WhatsApp, Viber, Skype или Facebook Messenger) стоит 15 руб. в месяц, каждая из соцсетей (Facebook, «Одноклассники», «В контакте» или Instagram) – 25 руб., столько же стоит доступ к Twitter. Неограниченный трафик на музыкальные приложения (одновременно на «Яндекс.Музыку», Apple.Music, «Google Музыку», Zvooq и Sound Cloud) стоит 40 руб., а доступ к YouTube – 60 руб.

Yota сочла эксперимент удачным и теперь запускает тарифный конструктор по всей стране со схожими расценками за сервисы.

Пользователи этой опции могут пользоваться голосовой связью – но по 2,9 руб. за минуту разговора (входящие бесплатны), поясняет представитель оператора Екатерина Конькова. А интернет за пределами оплаченных приложений будет совсем недоступен – не получится даже открыть ссылку, которую пришлет собеседник.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов оценивает количество абонентов Yota в Москве и области примерно в 1 млн человек (к октябрю). Если вычесть пользователей модемов и планшетов, число пользователей, отказавшихся от интернета и связи в пользу безлимитных приложений, может составить около 100 000 человек, оценивает он – не много по сравнению с 256 млн абонентов сотовых операторов России на конец июня.

6,9 млрд рублей

Столько составила прибыль Yota по РСБУ по итогам 2017 г. Предыдущие два года компания терпела убытки, которые в 2016 г. составляли 1,4 млрд руб., а в 2015 г. – 2,4 млрд руб.

Игнорировать голосовую связь и трафик позволял заработавший в декабре 2017 г. виртуальный оператор «Тинькофф банка» – «Тинькофф мобайл». В нем можно оплатить безлимитный трафик на все популярные мессенджеры и соцсети и музыкальные сервисы (все по 59 руб. в месяц), а видео – 159 руб. По словам представителя «Тинькофф банка», 5% абонентов в Москве выбрали такую конфигурацию тарифа. Из безлимитных сервисов большим спросом пользуются мессенджеры (52%) и соцсети (30%), уточнил он.

Прочие российские операторы не позволяют обнулить голосовые звонки и трафик, хотя тоже экспериментируют с конструкторами. «Вымпелком» (бренд «Билайн») запустил тариф-конструктор «ВСЁмоё», который позволяет абонентам подбирать размер интернет-трафика, говорит представитель оператора. Минимальный тариф – 399 руб. в месяц и по умолчанию включает 5 ГБ интернет-трафика, 200 мин и 300 sms (100 минут и все sms можно обменять на 3 ГБ трафика).

Нет таких тарифов и у Tele2. Зато все пакетные тарифы включают безлимитные соцсети и мессенджеры и даже при нулевом балансе Tele2 продолжает предоставлять клиентам доступ к мессенджеру WhatsApp, подчеркивает представитель оператора.

У МТС есть поминутный и помегабайтный тариф «Супер МТС» без абонентской платы – за 4 руб. в день можно подключить безлимитный доступ к соцсетям и мессенджерам, рассказывает представитель компании Алексей Меркутов.

Все операторы пытаются экспериментировать с тарифами, но говорить об угрозе, что все абоненты уйдут в мессенджеры и откажутся от традиционных услуг связи, не приходится, считает Анкилов. Одних мессенджеров явно недостаточно для полноценной коммуникации, да и операторы не будут сами разрушать свой бизнес и не перейдут массово на такую модель тарификации, уверен он. Основная аудитория, которая пользуется подобными тарифами, – молодежь, которая много общается в мессенджерах, но не готова платить за связь большие деньги, рассказывает представитель Yota. Кроме того, такой тариф часто настраивают детям родители: здесь только необходимые приложения для общения и, например, YouTube.

Yota не раскрывает «средний чек» (ARPU) своих абонентов, но если предположить, что пользователь выбирает один мессенджер, социальную сеть и YouTube, то в Москве это стоит 100 руб. в месяц. Это существенно меньше среднего ARPU по России – 314 руб. на конец июня (данные «ТМТ консалтинга»). Анкилов уверен, что подобные тарифы – это нишевая история: она будет востребована у тех, для кого актуальны именно соцсети и другие способы коммуникации, а контент маловажен. По данным опроса EY, в феврале почти 40% россиян пользовались для звонков мессенджерами не реже, чем традиционной связью.

Это нишевый продукт, согласна старший аналитик BCS Global Markets Мария Суханова. Речь наверняка идет не о единственной сим-карте – сложно представить, что она способна удовлетворить все потребности абонента. Но Yota, будучи частью «Мегафона», может позволить себе такие эксперименты, считает Суханова. Подобный тариф-конструктор останется нишевым продуктом, рассуждает аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин, более того, при неизменной ценовой политике и маркетинговых расходах его доля может начать сокращаться. Абонент хочет иметь «всё и сразу», а операторы уже предлагают безлимитные тарифы, которые, правда, стоят дороже. Операторы не будут популяризировать конструкторы, уверен Нигматуллин: это чревато потерей доли рынка сначала в абонентах, а потом и в рублях.