Avito, ЦИАН и другие компании объединились против «Яндекса»

Они добиваются равного доступа к интерактивным ответам на запросы пользователей – «колдунщикам»
«Яндекс» отдает себе приоритет/ Максим Стулов / Ведомости

Пять сайтов – частных объявлений Avito, поиска недвижимости ЦИАН, поиска специалистов Profi.ru, карт 2ГИС и онлайн-кинотеатр Ivi.ru – считают, что «Яндекс» ограничивает доступ к их сервисам, нарушая закон о конкуренции. Свои претензии и пути решения проблем они сформулировали в подготовленной ими записке, с которой ознакомились «Ведомости».

«Яндекс», по мнению этих компаний, отдает приоритет связанным с ним сервисам с помощью так называемых «колдунщиков». Такие ответы на запросы пользователей появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (например, прогноз погоды, картинка, перевод слова и т. д.). Данные берутся из сервисов «Яндекса» и из официальных источников.

Сервисы, не связанные с «Яндексом», не могут получить доступ к таким интерактивным ответам, утверждают авторы записки. Например, на запрос «купить авто» выдаются «колдунщики» с контентом сервиса «Яндекса» Auto.ru, других предложений в этом блоке нет. Это, по мнению авторов записки, нарушает, в частности, права Avito, которая конкурирует с Auto.ru. ЦИАН не устраивает, что пользователям, ищущим недвижимость, предлагается лишь «колдунщик» «Яндекс.Недвижимость», Profi.ru жалуется на такую же ситуацию с «Яндекс.Услугами», 2ГИС – с «Яндекс.Картами», Ivi.ru – с «Кинопоиском».

«Яндекс» предоставляет «определенные преференции» собственным сервисам в ущерб другим, говорит представитель Avito. Результаты ответов «Яндекса» на некоторые запросы полностью перекрывают возможность добраться до предложений конкурентов, сетует заместитель гендиректора по правовым вопросам Ivi.ru Михаил Платов. После того как приоритет был отдан сервисам «Яндекса», трафик из поисковика на конкурирующие с ними сайты «на мобильных устройствах сократился приблизительно процентов на 50», говорит гендиректор 2ГИС Александр Сысоев. Сторонние сервисы, по оценкам представителя ЦИАНа, могут недополучать 15–20% трафика.

Позицию этих пяти сервисов поддерживают и другие компании. Виджеты «Яндекса» получают значительную долю трафика, другие сайты занять их позиции не могут, указывает представитель «Туту.ру». Гендиректор онлайн-кинотеатра Tvigle Евгения Петрова утверждает, что обсуждала проблему с «Яндексом» и в последние месяцы ситуация стала улучшаться: «Яндекс» начал индексировать их сайт. «Они [«Яндекс»] некоторые наши претензии сначала удовлетворяют, а потом возвращают все, как было», – сетует Платов. ЦИАН же, по словам его представителя, к «Яндексу» не обращался, так как знает его официальную позицию: это особенность работы алгоритмов поисковой системы.

Представитель «Яндекса» удивлен, что «коммерческие компании из интернет-индустрии решили регулировать работу другой коммерческой компании». Уведомлений от них «Яндекс» не получал. Интерактивные ответы («колдунщики»), по словам представителя «Яндекса», «не имеют преимуществ перед результатами органической выдачи и не приводят к понижению каких-либо сайтов».

Компании, недовольные политикой «Яндекса», предлагают в записке дать сторонним сервисам доступ ко всем формам поисковой выдачи «на коммерческих условиях, одинаковых для всех участников рынка». На вопрос «Ведомостей», готов ли «Яндекс» пойти на это, его представитель не ответил. Логично, что «Яндекс» продвигает свои сервисы в собственном поиске, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов: это инвестиции в их развитие вместо продажи приоритетных мест в поиске в качестве рекламы.

По словам представителя Avito, некоторые компании готовы обратиться в ФАС: «Но мы рассчитываем, что противоречия можно разрешить путем открытой дискуссии на одной из общественных площадок с участием всех заинтересованных сторон». Компании, по словам двух авторов записки, намерены начать дискуссию, например на базе Института развития интернета (ИРИ), и, возможно, подписать отраслевой меморандум с участием «Яндекса». Замдиректора ИРИ Ренат Саликов рассказывает, что институт опрашивал компании о работе с «Яндексом» и они часто жаловались на проблемы с выдачей. Одна из идей, по его словам, – предложить «Яндексу» обеспечить равные условия доступа к технологиям.

В ФАС пожаловался уже билетный оператор Kassir.ru. «Яндекс» продает билеты с помощью виджетов, отказывая в такой возможности другим игрокам даже на коммерческой основе, говорит директор по правовым вопросам Kassir.ru Илья Ковалевский.

Но обращение в ФАС не гарантирует успеха. Не ясно, можно ли считать «Яндекс» доминирующим субъектом, указывает адвокат Forward Legal Александр Филатов. Пока только обсуждаются поправки в закон о защите конкуренции, которые позволят определять, занимает ли цифровая платформа доминирующее положение, рассказывает он. Доводы, что «колдунщики» мешают пользоваться другими сервисами, не доказывают, что «Яндекс» злоупотребляет положением на рынке поисковых услуг, указывает руководитель практики имущественных и обязательственных отношений «Амулекса» Галина Гамбург.

Представители ФАС, Google, Profi.ru, Ticketland не ответили на запросы «Ведомостей».