К Ericsson подали первый иск из-за отказа поставить телекомоборудование в Россию

Tele2 пытается взыскать долг и неустойку со шведской компании
Ericsson прекратила поставки в Россию по действующим контрактам уже в конце февраля 2022 г./ Артем Геодакян / ТАСС

Мобильный оператор Tele2 судится с Ericsson из-за отказа шведской компании поставлять продукцию в Россию из-за санкций. Иск к вендору подан в Арбитражный суд Москвы 9 ноября, указано в картотеке арбитражных дел (КАД).

Ответчиком по делу кроме шведов также выступает российская компания «Сател ТВК», которая поставляла Tele2 оборудование Ericsson, уточнил «Ведомостям» представитель оператора. Иск последовал «из-за отказа компаний исполнять обязательства по поставкам оборудования», пояснил он. «Причем большая часть недопоставленного оборудования относится к заказам, сделанным задолго до введения санкций», – подчеркнул представитель Tele2. Он добавил, что компания требует обязать ответчиков выполнить условия контрактов, по которым партнеры [ранее] достигли договоренностей.

«Наши требования включают взыскание неустойки за просрочку поставок, исполнение обязательств по отгрузке оборудования, а также взыскание судебной неустойки (астрента) в случае неисполнения решения суда», – добавил собеседник. Астрент – денежная компенсация за каждый день просрочки исполнения решения суда, поясняет партнер юридической фирмы МЭФ Legal Римма Малинская. «Это, как правило, мотивирует должников побыстрее исполнить неденежное обязательство», – добавила она.

«Несмотря на готовность найти компромиссное решение с бывшим партнером, по итогам восьмимесячных переговоров Tele2 так и не получила конструктивных предложений по урегулированию ситуации», – резюмировал представитель Tele2.

Представитель Ericsson не предоставил комментарии на момент сдачи заметки, в «Сател ТВК» отказались от комментариев.

В мае Tele2 подала иск к российской «дочке» финской Nokia, потребовав взыскать 478 млн руб. Tele2 тогда добивалась ареста счетов ответчика в качестве обеспечительных мер, но суд отклонил это ходатайство, следует из КАД. В дальнейшем суд несколько раз откладывал заседания. На последнем заседании, 1 ноября, «истец заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с возможностью заключения мирового соглашения». Очередное заседание назначено на вторую половину декабря 2022 г. Представитель Tele2 не стал комментировать «Ведомостям» это дело.

Уход Ericsson из России

Ericsson приостановила поставки в РФ сразу же с началом СВО на Украине: уже 28 февраля представитель компании сообщил об этом «Ведомостям». В апреле компания заявила, что «приостановит бизнес с клиентами в России на неопределенный срок». В августе «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что Ericsson закроет до конца года представительство в России и сократит штат.

До последнего времени Ericsson была одним из крупнейших поставщиков оборудования российским телекомоператорам, ее доля на рынке составляет порядка 30%, обращает внимание основатель аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. По оценке управляющего партнера «TMT консалтинга» Константина Анкилова, во всем операторском оборудовании в РФ доля Ericsson – около 25%. Основную часть оборудования, которое поставляется под брендом Ericsson, составляют базовые станции, но также вендор предлагает маршрутизаторы и роутеры, отмечает Кусков.

Помимо Tele2 о сотрудничестве с Ericsson в разное время сообщали крупнейшие телекомоператоры. В 2020 г. об этом рассказывала МТС: стороны подписали соглашение «о развертывании 5G-ready оборудования и решений Ericsson». А в 2019 г. шведская компания сообщала о поставке «Мегафону» партии оборудования для радиорелейной связи на сети оператора.

Представители МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома» отказались от комментариев по вопросу о потенциальных исках и проблемах с зарубежными поставщиками.

Сейчас массовой подачи исков российских телекомоператоров к поставщикам оборудования на фоне их заявлений об уходе с российского рынка или о приостановках поставок нет, продолжает Кусков. Но пока не является критической и проблема дефицита этого оборудования, хотя такую проблему нельзя исключать в 2023 г., отмечает он. Исходя из этого можно предположить, что такие иски приобретут массовый характер, полагает эксперт.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель, напротив, считает, что подобные иски типичны уже сейчас: «На сегодняшний день судебные разбирательства, связанные с невозможностью или отказом иностранных контрагентов поставить оборудование в адрес российских покупателей, обеспечить сервисное обслуживание поставленного оборудования, приобрели достаточно массовый характер».

Прямой взаимосвязи между дефицитом оборудования и массовой подачей исков нет, обращает внимание Малинская. «Но обычно между моментом нарушения обязательств по заключенным контрактам и подачей иска проходит определенное время, за которое потенциальный истец пытается договориться с контрагентом или найти способы получить оборудование в обход этого поставщика. Если этого не удается достичь, тогда уже он идет в суд», – отмечает она.

Малинская не исключает, что ряд компаний сейчас не могут обращаться в суды, потому что их контракты на покупку оборудования предполагают поставки в будущем и пока сроки не нарушены. «Исходя из этого в будущем вероятна массовая подача исков российских телекомоператоров к зарубежным поставщикам оборудования из-за старта действия санкций в 2022 г.», – допускает юрист.