Трафик в Telegram вырос на десятки процентов за год

Мессенджер стал одной из основных площадок потребления мультимедийного контента
Евгений Разумный / Ведомости

Трафик в Telegram российских интернет-пользователей за год вырос на десятки процентов, следует из комментариев, предоставленных «Ведомостям» представителями крупных телекомоператоров. В сети «Мегафона» трафик с января по сентябрь 2023 г. вырос на 80% год к году, в сети Tele2 – почти на 100%. Представитель «Билайна» сообщил, что трафик в Telegram за этот период увеличился в 1,5 раза. В сети МТС трафик Telegram вырос на 35%. Абсолютные цифры операторы не раскрывают.

О двукратном росте трафика мессенджера говорит гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. По оценке агентства, за первые девять месяцев 2022 г. совокупный объем трафика Telegram у операторов «большой четверки» составил около 25 Тб (или около 6 Тб на оператора). За тот же период 2023 г. совокупный трафик составил уже около 50 Тб, уточнил Кусков. Это в первую очередь связано с ростом пользовательской аудитории, увеличением количества каналов и сеток каналов, которые публикуют огромное количество медиаконтента, а также с запуском функции «сториз» (коротких видео или фото, исчезающих через 24 ч после публикации).

В январе 2023 г. «Ведомости» сообщали, что в 2022 г. Telegram впервые обогнал WhatsApp (принадлежит Meta, которая признанна экстремистской и запрещена на территории России) по объему пользовательского трафика: его доля среди мессенджеров превысила 60–80% от общего объема. В июле 2023 г. Telegram впервые вошел в тройку лидеров по объемам трафика в сетях операторов «большой четверки», уступив лишь VK, который расположился на второй строчке, и YouTube, являющемуся лидером по этому показателю, писали «Ведомости» в середине лета.

За первые девять месяцев 2023 г. трафик WhatsApp рос значительно медленнее, чем трафик Telegram, уточнил представитель «Мегафона». В гигабайтах он вырос лишь на 50%, добавил он. При этом общее потребление мобильного интернета с января по сентябрь 2023 г. выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добавил он.

Представитель Tele2 рассказал, что в январе – сентябре 2023 г. трафик WhatsApp вырос на 20% год к году. По числу пользователей Telegram вырос на 20% год к году, в то время как WhatsApp – лишь на 5%, добавил собеседник. Но WhatsApp сохраняет лидерство по количеству пользователей, отметил он.

Аудитория Telegram в России за 2022 г. – первую половину 2023 г. значительно выросла, писали «Ведомости» летом. В последнем исследовании Mediascope, опубликованном в мае, весной 2023 г. мессенджер вышел на 5-е место среди всех онлайн-ресурсов по среднесуточному охвату. Согласно исследованию, весной мессенджером ежедневно пользовались около 42% населения России. При этом аудитория WhatsApp составляла 62% населения, а Viber – 16%.

Telegram-каналы становятся самым быстрым и разнообразным источником информации, фактически заменяя традиционные новостные порталы, говорит аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. «Если раньше в каналах публиковались в основном тексты и картинки, то в последнее время даже новостники регулярно публикуют видео», – отмечает он. По словам аналитика, общий рост популярности Telegram как источника информации и мультимедийная нагрузка ведут к увеличению трафика.

«Дальнейший рост неизбежен, но он будет более плавным. Потому что влиять будет не столько трансформация контента, сколько прирост количества пользователей», – считает Вильянов.

За девять месяцев 2023 г. больше всего мобильного трафика пользователи потратили на социальные сети и мессенджеры, эта категория занимает 39% от всего потребляемого объема, рассказал представитель «Мегафона». Второе место у онлайн-кинотеатров (20%), у СМИ и новостных сервисов 13%. При этом на последнюю категорию абоненты стали тратить в 3,3 раза больше трафика по сравнению с 2022 г., добавил собеседник.

По данным «Мегафона», абоненты в возрасте от 17 до 25 лет среди мессенджеров предпочитают Telegram, где они потребляют 42% от всего трафика (против 18% в WhatsApp), а среди социальных сетей VK – 44% от общего объема. В то же время поколение старше 50 лет в аналогичных категориях больше всего трафика тратит на Viber и TikTok, добавил представитель оператора.

Аудитория от 17 до 25 лет – наиболее активные потребители мультимедийного контента, объясняет Кусков. После ухода из России крупных музыкальных лейблов новые альбомы зарубежных исполнителей перестали официально выходить на российских площадках, также оттуда стали удаляться и старые композиции по истечении срока использования авторских прав, объясняет он. При этом в Telegram появилось огромное количество каналов, на которых музыкальные релизы выходят одновременно со всеми официальными иностранными площадками, заключает эксперт.

Впрочем, на фоне видеоконтента любое аудио в сжатых форматах не весит почти ничего и Telegram далеко не самый удобный плеер, отмечает Вильянов. «Так что какое-то влияние [ухода музыкальных лейблов] есть, но вряд ли значительное», – считает он.