В России через три года может появиться свой аналог Starlink

Коммерческий спутниковый интернет намерено запустить «Бюро 1440»
«Бюро 1440» представляло премьеру Михаилу Мишустину свой проект спутникового сервиса широкополосной передачи данных в рамках конференции ЦИПР-2023/ Александр Астафьев / ТАСС

Российская космическая компания «Бюро 1440» (входит в «Икс холдинг») планирует запустить коммерческий сервис спутникового интернета в 2027 г. Для базового покрытия компании потребуется 250 спутников, а к 2030 г. компания планирует запустить более 700 аппаратов для глобального покрытия, заявил генеральный директор группы компаний Yadro (также входит в «Икс холдинг») Алексей Шелобков, выступая на открытии тестовой зоны 5G на международной выставке-форуме «Россия».

Как пояснил топ-менеджер «Ведомостям», наращивание группировки потребуется при увеличении числа абонентов. По словам представителя Yadro, потенциальное количество абонентов сервиса в России, по консервативной оценке, может составить 1,5–2 млн человек, во всем мире – до 12 млн конечных пользователей.

«Планируем [запустить] до 2027 г., так как много можно проверить на земле, но без летных экспериментов никуда. Сейчас мы создали сами платформы аппаратов, проверили технологии, работоспособность самой концепции задержки и скорость, потом будет проверка цифровой части полезной нагрузки», – уточнил Шелобков.

Первые три космических аппарата связи «Бюро 1440» были запущены летом 2023 г. в рамках миссии «Рассвет-1» для проведения орбитальных экспериментов.

Всемирная или всероссийская

Современная низкоорбитальная спутниковая связь, которая использует достаточно небольшие терминалы для связи, «фантастически востребована» во всем мире, говорит источник «Ведомостей», близкий к одному из разработчиков отечественного оборудования связи. «Уже сейчас Илон Маск (владелец сети Starlink. – «Ведомости») собрал почти под миллион абонентов. В России таких абонентов легко соберется больше 100 000», – говорит он.

Система, которую разрабатывает «Бюро 1440», чтобы быть экономически оправданной, должна быть глобальной, говорит член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. Одновременно внутри страны она является необходимым элементом цифровой экономики и должна предоставлять услуги на недискриминационной основе, продолжает он. Если такую систему создаст государство, система в нынешних геополитических условиях не сможет стать глобальной, продолжает он. Даже Starlink, самая продвинутая система такого рода, вряд ли когда-то получит лицензии в России и Китае и тоже не станет полностью глобальной, говорит Ионин.

«Спутниковое покрытие глобальное, но и его формирование без глобальности не окупится», – соглашается Шелобков. По его словам, есть много стран со схожими задачами, у которых «большие территории и большой запрос населения на связь». «У нас хорошие межгосударственные отношения и высокий потенциальный спрос на сервис «Бюро 1440», – говорит топ-менеджер. – Мы уже начали с ними работать на международных площадках, прорабатывать предоставление частот. И нам не отказывают, готовы к диалогу и развитию.

Сейчас есть положительные ответы от двух стран суммарным населением более чем в 100 млн человек, и, что немаловажно, с платежеспособным населением».

По словам Шелобкова, в 2024 г. компания займется созданием в этих странах «своих форпостов, лицензированием», а в 2025 г. планируется активизация такой работы.

Сколько нужно спутников

Планы «Бюро 1440» по запуску коммерческого сервиса в 2027 г. выглядят более чем амбициозно, считает главный редактор информационной группы Comnews Леонид Коник. Помимо инженерной сложности он отметил и необходимость строить высокотехнологичное серийное производство спутников. 

По словам источника «Ведомостей», близкого к одному из разработчиков отечественного оборудования связи, у «Бюро 1440» могут возникнуть трудности с выводом спутников на орбиту. «Во-первых, запуски ракет расписаны на годы вперед. Во-вторых, нет тяжелой ракеты, которая будет постоянно вылетать с высокой грузоподъемностью, необходимой для отправки действительно мощных спутников для работы с мобильной связью на низкой орбите. Нам легче обслуживать МКС, чем запустить 700 спутников», – говорит источник. Starlink Маска столкнулся с той же проблемой, отметил он.

Идея Starlink в том, чтобы обеспечить покрытие за счет тысяч спутников, весьма немаленьких, покрывающих потребности пользователей на Земле, говорит гендиректор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин. Если планы «Бюро 1440» ограничиваются 700 аппаратами, то речь идет о меньших масштабах, отмечает он. «Пример планов по расширению производства «Роскосмоса» показывает, что делать сотни спутников в год в России вполне возможно, но только при условии создания массового производства спутников в России, а оно пока не налажено», – отмечает Цаплин.

Сейчас из запланированных 12 000 спутников Starlink на орбите около 5500. Для их запуска компания SpaceX Илона Маска, которой принадлежит Starlink, задействовала 128 ракет. В каждом пуске было по 22–60 спутников, иногда ракета выводила попутным грузом и космические аппараты сторонних заказчиков. На вывод действующих спутников потребовалось свыше $10 млрд.

По словам Маска, для полномасштабной реализации проекта потребуется $20–30 млрд. При этом SpaceX сама производит ракеты и оказывает услуги космических пусков, поэтому стоимость вывода спутников на орбиту для Starlink может быть ниже, чем для сторонних заказчиков.

Миллиарды на низкой орбите

Низкоорбитальные спутниковые группировки – дорогие игрушки, отмечает Коник. На Западе в них инвестируют и крупные корпорации, и венчурные фонды, и даже государства (правительство Великобритании вложило $500 млн в OneWeb). «В России найти соразмерные средства намного сложнее, – отмечает эксперт. – При этом об окупаемости подобных глобальных группировок можно говорить только при продвижении их услуг в мировом масштабе, что в текущей геополитической ситуации российским компаниям сделать непросто».

Реальные затраты OneWeb составили $6,1 млрд, хотя изначально компания намеревалась уложиться в $3,5 млрд, говорит Коник. При этом у OneWeb действуют многие десятки наземных станций сопряжения, отмечает он. «Бюро 1440» как российская компания едва ли сможет получить право установки таких станций по всему земному шару, поэтому, считает эксперт, ей придется обеспечить межспутниковые соединения, а это сделает проект дороже. 

Шелобков подтвердил «Ведомостям» описанную экспертом схему. «Важно отметить, что для выхода на рынок не потребуется по модели Starlink покрыть шлюзовыми станциями всю Европу или интересующий регион, – говорит он. – Для решения этой задачи что мы, что китайцы используем межспутниковую связь».

По оценке Коника, реальные полные затраты российской компании должны составить не менее $7 млрд. Кроме того, спутниковые группировки на низкой орбите могут действовать 5–7 лет, после чего всю группировку нужно обновлять, что потребует дополнительных инвестиций, добавляет Коник. 

Войны технологий

Идея с отечественным аналогом Starlink уложится в тренд суверенизации интернета, считает Цаплин. «Вряд ли американская система будет свободно работать в нашей стране», – говорит он. Скорее всего, главные пользователи таких решений – бизнес и военные на слабоосвоенных территориях, считает он.

Пока в мире наблюдается оптимизм в отношении к спутниковым группировкам на негеостационарной [низкой] орбите как способу обеспечить мобильный интернет повсеместно, отмечает Коник. «Схожая эйфория была и в начале 2000-х при запуске низкоорбитальных спутниковых группировок 1-го поколения (для голосовой мобильной связи) – Iridium и Globalstar. Но быстрое развитие сотового стандарта GSM оставило эти группировки в роли нишевых игроков с единицами миллионов пользователей во всем мире», – говорит он.

Аналогичную злую шутку с новыми группировками типа OneWeb или Starlink могут сыграть сотовые сети LTE и 5G, опасается Коник. «При этом есть применения, требующие стопроцентного покрытия территории, чего не может обеспечить ни одна сеть сотовой связи: прежде всего это беспилотный транспорт – автомобили, БПЛА, безэкипажные суда», – заключил он.

Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский