Ритейлеры повысили доходы от продажи умных бытовых гаджетов

Из забавы для гиков умный дом становится массовым продуктом, говорят эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Продажи умных лампочек в 2023 г. в денежном выражении выросли более чем вдвое – на 103%, продажи роботов-пылесосов увеличились на 19%, говорится в статистике «Платформы ОФД» и «Марвел-дистрибуции». Вся категория устройств для умного дома объединенной сети «М.видео-Эльдорадо» выросла на 80%. А в денежном выражении товаров – лишь на 39%, следует из данных «Платформы ОФД». Абсолютные цифры продаж не приводятся.

Но рост реализации умных устройств и в штуках, и в деньгах значительно выше колебаний цен на них. В ряде случаев устройства дешевели: по данным аналитического ресурса «Чек индекс» «Платформы ОФД», средний чек на умные светильники и лампы за 2023 г. снизился на 7% и составил 955 руб., на умные выключатели и розетки – на 3% до 1115 руб. и 980 руб. соответственно. Средний чек на роботы-пылесосы за год вырос на 10% до 17 580 руб., а систем умного дома – на 9% до 12 340 руб.

По оценке «М.видео-Эльдорадо», в целом за 2023 г. штучный объем продаж роботов-пылесосов по России вырос на 5% более чем до 1,8 млн штук. Схожие цифры называет представитель «Марвел-дистрибуции»: в 2023 г. продано 1,85 млн аппаратов на 35,3 млрд руб., что на 19% выше в денежном выражении и на 5% больше – в штучном, чем в 2022 г. В сетях «М.видео-Эльдорадо» на роботы приходится каждый пятый проданный пылесос.

В целом на умные пылесосы приходится около 40% российского рынка в денежном выражении, подсчитал руководитель департамента «Умный дом» «Марвел-дистрибуции» Павел Вьюков. Среди наиболее популярных брендов «М.видео-Эльдорадо» его представитель назвал Dreame, Xiaomi и Tefal. Главное событие на рынке роботов-пылесосов в России – взрывной рост Dreame, на которые к концу года пришлось более 20% рынка роботов-пылесосов в деньгах, добавил Вьюков.

Пик продаж пришелся на IV квартал, только в декабре россияне приобрели более четверти от годового объема, умные девайсы пользовались повышенной популярностью в период крупных продаж и в преддверии новогодних праздников, уточнил представитель «М.видео-Эльдорадо». Перед Новым годом активно росли продажи умных роботов-пылесосов, говорит Вьюков. Например, если в конце сентября 2023 г. продавалось примерно 33 000–34 000 устройств в неделю, то с 18 по 24 декабря 2023 г. было продано почти вдвое больше – 62 000 штук. Но «М.видео-Эльдорадо» относит роботы-пылесосы к категории умной бытовой техники, которая в статистике представлена отдельно от девайсов для организации умного дома: лампочек, датчиков, розеток, камер и т. д., уточнил представитель ритейлера.

По словам представителя Wild-berries, продажи систем умного дома на маркетплейсе выросли в 2023 г. на 168% в штуках и на 130% по стоимости. «Мы наблюдаем тенденцию к унификации и стандартизации товаров для умного дома, – говорит собеседник. – Например, появился единый протокол Matter, о поддержке которого заявили все крупнейшие производители. Таким образом, покупатель перестает быть привязанным к экосистеме одного бренда-производителя и может легко управлять устройствами и сценариями в удобном для него приложении, например SmartThings, Google Home, «Умный дом» от «Яндекса» и т. п.».

Продажи роботов-пылесосов выросли в 2023 г. с точки зрения продаж в деньгах за счет перераспределения спроса на более технологичные модели со станциями очистки и подключением к водопроводу, рассказал директор единого департамента закупок Merlion и «Ситилинка» Олег Фоменко. Абсолютные цифры представитель «Ситилинка» раскрыть отказался.

Самыми активно растущими товарами в сегменте умного дома относительно предыдущего года оказались: интерактивная светодиодная лента, датчики безопасности, лампочки, девайсы для управления умным домом, а также розетки, перечислил представитель «М.видео-Эльдорадо». Элементы по отдельности или в связке позволяют повысить безопасность помещения и снизить различные бытовые риски, упрощают повседневные задачи и управление техникой, позволяют экономить время и, например, снижать стоимость коммунальных услуг, объясняет руководитель департамента «Развлечения и гаджеты» в группе «М.видео-Эльдорадо» Алексей Рогозин.

С цифровизацией задач потребителя по дому в обиходе становится все больше и умных гаджетов, рассуждает генеральный директор компании «Платформа ОФД» Алексей Баров. «У пользователей уже сформирован позитивный опыт применения роботов-пылесосов, умных колонок и систем «умный дом», которые пока составляют топ-продаж по оборотам», – отмечает он. Помимо них все чаще покупают смежные устройства, дополняющие инфраструктуру, простые в подключении и пользовании, – светильники и лампы, которые управляются голосом через колонки, продолжает Баров. Он также подчеркнул, что объем товаров, содержащих в наименовании слова AI, ИИ, становится все больше и за год вырос в 4–5 раз.

«Большая часть мелкой бытовой техники и гаджетов поступает из Китая, дружественных стран и реализуется в онлайн-канале, за счет чего расширяется база доступных по цене предложений, что влияет и на снижение среднего размера трат покупателя по таким товарам», – говорит представитель «Платформы ОФД».

Рост спроса на устройства для умного дома связан с увеличением количества компаний, предлагающих данную категорию техники, – операторов и поставщиков решений, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Помимо этого повлияло снижение средней продажной цены устройства (ASP – average selling price) по большинству категорий умных устройств, добавляет директор подразделения исследований и разработки NotAnotherOne Алексей Пышкин. «Об этом говорят и оценки роста рынка – розничные сети заявляют темпы по различным категориям в штуках на 100–300%, в деньгах данный рост транслируется лишь в 30–40%», – уточняет Пышкин.

Кроме того, после официального ухода с российского рынка ряда европейских и американских брендов появилось большое количество собственных торговых марок российских ритейлеров, пришли и новые китайские игроки, добавляет он. Традиционные участники рынка (например, iRobot) предлагают пылесосы в средне-высоком ценовом сегменте (от $400), но пользователи стали предпочитать китайские марки (зонтичные бренды Xiaomi, Midea, Haier, Ecovacs и др.) с ценником от $150 и пылесосы под российскими брендами (Redmond и др.), перечисляет Пышкин.

«Если сравнивать с европейским и североамериканским рынками, уровень проникновения устройств умного дома в России все еще довольно низок и темпы роста при сохранении благоприятной экономической ситуации будут сохраняться», – заключил эксперт.