Для вас этот материал открыл подписчик Анна Устинова Подпишитесь и вы

Меломаны скупают дешевые виниловые проигрыватели на маркетплейсах

Специализированные магазины продолжают терять покупателей
Ведомости

Продажи виниловых проигрывателей на крупнейших российских маркетплейсах почти удвоились. Представители «Яндекс маркета», Wildberries, Ozon и «Мегамаркета» рассказали, что на площадках в 2023 г. было продано в среднем в 1,6–2 раза больше таких устройств. Абсолютные цифры представители маркетплейсов раскрыть отказались.

Спрос на виниловые проигрыватели и пластинки растет на протяжении нескольких лет по всему миру, говорит руководитель аналитического проекта «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД» Леонид Симаков. Но если раньше такое музыкальное оборудование продавалось в основном в специализированных офлайн-магазинах, то теперь больше половины ассортимента продается в онлайн-канале, объясняет он.

Это подтверждается и статистикой музыкальных магазинов. По словам коммерческого директора Blade.ru Павла Белоусова, в 2023 г. дистрибутор продал 29 000 виниловых проигрывателей, на 4000 меньше, чем годом ранее. Больше всего продаж пришлось на корейский бренд Ritmix, уточнил он.

Наиболее популярными брендами среди пользователей Wildberries и «Мегамаркета» стали Alive Audio (бренд позиционируется как «британский», но страна-производитель – Китай), Ritmix и Lenco (Нидерланды). В топ-5 брендов на Ozon вошли Alive Audio, SunnyDays, Record Pro (Китай) и Analog Renaissance (Россия).

В 2023 г. фокус спроса сместился со спецмагазинов на маркетплейсы, которые ввозят продукцию по параллельному импорту, подтверждает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Именно маркетплейсы смогли наиболее адекватным образом ответить на запрос потребителей с точки зрения стоимости и ассортимента. Цены выросли существенно меньше ослабления рубля, а сама категория стала более доступной», – поясняет он. По данным «Чек индекса», средний чек покупок виниловых проигрывателей вырос на 9% до 22 398 руб.

До 22 398 руб.

или на 9%, вырос, по данным «Чек Индекса», средний чек покупок виниловых проигрывателей в 2023 г. по отношению к 2022 г.

Онлайн-продажи проигрывателей росли, так как на рынке появилось большое количество недорогих китайских устройств, говорит основатель Content Review Сергей Половников. «Спецмагазины себе позволить такого не могут, а маркетплейсы типа Wildberries – запросто», – уточняет он. «В отличие от Smart TV или планшетов, которые, как правило, тщательно выбираются в магазине, проигрыватели технически особо не отличаются друг от друга, и поэтому их легче приобрести через маркетплейсы», – добавляет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

В 2023 г. спрос на виниловые пластинки оказался лишь немного выше уровня 2022 г. – на фоне высокой базы 2022 г. и предыдущих лет, отметил Симаков. В марте 2023 г. РБК со ссылкой на данные «Чек индекса» писал, что в России спрос вырос почти в 4 раза, или на 296%, по сравнению с 2020 г. По предоставленным «Ведомостям» данным «Чек индекса», рост числа покупок пластинок в 2023 г. составил 7% год к году, а средний чек вырос на 11% до 2776 руб.

По данным «Чек индекса», количество покупок проигрывателей в 2023 г. выросло на 3% относительно 2022 г. и на 102% к 2021 г. Такой скромный рост в 2023 г. связан и с развитием вторичного рынка проигрывателей и пластинок, который проходит мимо официальных продаж, уточняет Симаков. Наибольшим спросом проигрыватели и пластинки пользуются в преддверии Нового года, а также в период 8 марта и 23 февраля как подарки, добавляют эксперты «Чек индекса».

Виниловые проигрыватели переживают своеобразный ренессанс, говорит аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. «Из очень нишевого продукта для ретроградов они превращаются в модный аксессуар. Этому способствует и появление многочисленных «комбайнов» со встроенными колонками и даже поддержкой Bluetooth», – уточняет он.

В то же время рост средней цены всего на 9% на фоне изменений курса доллара означает, что люди стали покупать более дешевые модели, поясняет Вильянов. «Рост продаж на маркетплейсах означает, что покупатели приобретают проигрыватели из любопытства. Их интересует в первую очередь низкая цена, а не качество звука», – говорит Вильянов. С огромной долей вероятности покупатель, послушав его несколько раз, снова вернется к цифровым форматам, считает аналитик. «Проигрыватель за 22 000 руб. в принципе не может реализовать весь потенциал звучания виниловой пластинки. Более того, из-за особенностей конструкции он безнадежно портит винил уже после 5–7 воспроизведений. Таким образом, покупатели дешевых моделей просто сжигают деньги впустую. Действительно качественные проигрыватели стоят от 50 000 руб. и дороже», – говорит Вильянов.