Китай отказался продавать TikTok после ультиматума американского конгресса

Сенат может согласовать запрет соцсети в США
STANISLAV KOGIKU / APA-PictureDesk via AFP

Китайские власти дали понять компании ByteDance, которая владеет приложением TikTok, о нежелательности принудительной его продажи в США, сообщила со ссылкой на источники газета The Wall Street Journal (WSJ). Именно такое требование содержится в законопроекте, который 13 марта приняла палата представителей США. Утверждается, что Пекин видит предпочтительным вариантом запрет соцсети в США, что произойдет в случае утверждения упомянутого документа в сенате и последующего отказа владельца продать ее. Необходимость запрета TikTok в США обуславливают тем, что это приложение «контролируется иностранными противниками» страны.

До этого гендиректор TikTok Шоу Цзы Чу отверг выдвинутые обвинения со стороны парламентариев США. Он выразил свое непонимание сути претензий и удивился, что «в свободной стране» от владельцев компании требуют продать ее. Официальный представитель министерства коммерции КНР Хэ Ядун призвал США прекратить оказывать необоснованное давление на «компании из других стран» и «уважать принципы рыночной экономики и честной конкуренции». А представитель МИД Китая Ван Вэньбинь назвал принятый в США законопроект «откровенным грабежом», который обернется неприятными последствиями для этой же страны. «Хотя США так и не нашли доказательств того, что TikTok угрожает национальной безопасности, они не прекратили подавлять TikTok», – сказал он. При этом в самом Китае заблокированы основные американские соцсети.

В случае если законопроект утвердит американский сенат, а затем подпишет президент Джо Байден, ByteDance должна будет продать TikTok в течение шести месяцев. В противном случае соцсеть могут запретить в США, а ее приложение будет удалено из магазинов приложений. Неясно, утвердят ли документ сенаторы, так как лидер демократов Чак Шумер пока сомневается, стоит ли его выносить на голосование.

Как пишет WSJ, потенциальная сделка может стоить не менее чем $100 млрд. Выручка TikTok в США, главном для него рынке, в 2023 г. составила около $20 млрд. По данным гендиректора Шоу Цзы Чу, приложением в США пользуется 170 млн человек (по данным портала Statista – 149 млн). В материковом Китае TikTok заблокирован, там функционирует дочерняя версия приложения под названием Douyin, которой пользуется более 700 млн человек.

На покупку TikTok уже обозначились потенциальные претенденты – в частности, бывший министр финансов в правительстве Дональда Трампа Стивен Мнучин заявил, что готов вместе с другими инвесторами приобрести платформу. «Это отличный бизнес, и он должен принадлежать американцам», – сказал он. Личное состояние Мнучина, который до госслужбы работал в инвестбанке Goldman Sachs и Голливуде, оценивается в сумму около $500 млн.

Первая попытка запрета TikTok в США была предпринята бывшим президентом США Трампом в августе 2020 г., но затем суд приостановил действие президентского указа. В декабре 2022 г. Байден запретил использовать приложение сотрудникам федерального правительства. Сейчас Трамп, напротив, выступил против блокировки TikTok. По его мнению, это приведет к росту популярности ненавистного ему Facebook (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской).

Формальные основания законопроекта базируются на том, что TikTok контролируется Китаем, говорит Владимир Васильев из Института США и Канады РАН. В США считают, что в условиях идеологического противостояния Пекин использует TikTok в качестве своего основного медийного ресурса, так как у него нет популярных за рубежом СМИ. Принципиально важным фактором стало то, что TikTok поддержал Трамп, отмечает Васильев. По его мнению, это связано с тем, что если в 2020 г. ресурс активно использовали в борьбе против Трампа, то теперь распространяемый контент в TikTok чаще направлен против администрации Байдена и демократы сейчас голосуют за запрет китайской соцсети, используя доступную им форму цензуры. Поддерживающие же законопроект республиканцы мотивированы традиционными антикитайскими позициями, считает Васильев. Эксперт полагает, что законопроект все же получит одобрение сената.

Для TikTok важен американский рынок, но у соцсети есть и другие направления, например Индонезия, где ею пользуется более 120 млн человек, говорит китаист Леонид Ковачич. Вполне возможно, что для ByteDance будет проще уйти с проблемного для нее американского рынка и тогда у нее будет меньше сдерживающих ее рост факторов, считает эксперт. Негативный информационный фон, который складывался вокруг китайской компании в последние годы в США, отрицательно влиял на ее капитализацию, поясняет Ковачич. В случае принятия упомянутого законопроекта вариант с продажей TikTok маловероятен по двум причинам: с одной стороны, Пекин не хочет, чтобы уникальные алгоритмы TikTok перешли в чужие руки, а с другой – продать актив такого размера за выделяемое конгрессом время будет очень сложно, заключает Ковачич.