Производители грузовиков могут перейти на четырехдневку

«Камаз» и завод «Урал» группы ГАЗ готовы сократить рабочую неделю, если на рынке грузовиков начнется снижение. Производители легковых автомобилей к таким мерам прибегать пока не собираются
A. Rudakov/ Bloomberg

С 1 июня 2012 г. «Камаз» может сократить рабочую неделю на один день - такая возможность предусмотрена приказом, подписанным руководством компании и профсоюзом, сообщил директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Дополнительный выходной будет оплачен в размере 2/3 от средней заработной платы. Приказ действует в течение месяца, но такие же приказы могут быть приняты на июль и август, если ситуация на рынке ухудшится, говорит Афанасьев. При благоприятном развитии событий действие приказа может быть приостановлено.

«Камаз» производит 240 автомобилей в сутки при работе в три смены, говорит Афанасьев. Выходит, если завод будет работать четыре дня в неделю все лето, то производство сократится на 2880 автомобилей. А это 6% от всего производства в 2011 г. За счет сокращения рабочей недели «Камаз» решил подстраховаться на случай возможного повторения ситуации 2008 г., когда завод не успел вовремя снизить объем производства и в итоге работал на склад, объясняет Афанасьев. Окончательное решение о переходе на четырехдневную неделю руководство завода примет в конце мая, уточнил он.

Идея «страховочного» сокращения рабочей недели обсуждалась руководством компании с начала 2012 г., когда рынки начало лихорадить из-за долговых проблем стран еврозоны, рассказывает Афанасьев. Плюс к этому российский рынок (на него приходится 85% продаж «Камаза») грузовиков достиг уровня насыщения и потенциал роста у него небольшой, добавляет Афанасьев, что тоже повлияло на решение издать приказ.

Более того, рынок тяжелых полноприводных грузовиков уже начал сокращаться: в мае он упал на 3,5%, а в ближайшее время может снизиться еще на 5%, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Поэтому автозавод «Урал» (производитель тяжелых грузовиков, входит в группу ГАЗ) тоже может перейти на сокращенную рабочую неделю, если Минобороны не подтвердит свой заказ на грузовики, на долю которого должно прийтись около 30% всего производства предприятия, говорит Матвеева. На ГАЗе (выпускает легкие коммерческие автомобили) такие меры пока не планируются, добавляет она.

Не собираются сокращать производство и производители легковых автомобилей - «АвтоВАЗ» и «Соллерс», рассказали их представители. «Ситуация на рынке легковых автомобилей и наши прогнозы не предполагают сокращения производства», - говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков и добавляет, что на некоторые модели, например Lada Granta, есть дефицит.

Сокращение рабочей недели на один день вряд ли сильно поможет, если повторится падение 2008 г., говорит директор отраслевого портала «Автодилер.ру» Олег Дацкив. В первую очередь заводам нужно готовиться к негативным последствиям из-за вступления в ВТО, говорит независимый автомобильный эксперт Иван Бончев. Причем сильные изменения за короткий срок могут произойти как раз в сегменте легковых автомобилей, потому что компании - основные покупатели грузовиков менее мобильны в принятии решений, указывает Дацкив.