Европа отказывается от бензина

Гвоздем программы парижского автосалона стали электрические и гибридные автомобили
Геннадий Аниссимов

Совсем недавно новинки на электротяге прятались в дальних павильонах, куда заходили лишь журналисты специфических изданий о транспорте будущего да чудаковатые посетители

«Этого они, скорее всего, не перенесут!» – Даниель Мулен заметно груст­неет после моего вопроса, как электромобили компании Lumeneo, которую он возглавляет, будут чувствовать себя российской зимой, при минус тридцати. «В них есть система терморегуляции аккумулятора, благодаря которой автономность машины почти не снижается при низких температурах. Но она рассчитана до 20 градусов мороза. У нас в Европе холоднее не бывает».

Четыре года назад небольшая французская семейная компания Lumeneo произвела локальный фурор здесь же, на парижском салоне, показав проект четырехколесного электрического автомобиля-скутера Smera шириной меньше метра, на котором можно лавировать между рядами в проб­ках и на одной зарядке проехать около 100 км. Теперь у компании появился шоу-рум в 16-м округе Парижа, четырехместный электрокар Neoma и даже концепт в виде оранжевого кабриолета.

Стенд Lumeneo маленький, но расположен в одном из престижных павильонов автошоу, которое проходит в столице Франции с 29 сентября по 14 октября. Напротив – Jaguar и Land Rover, сбоку два суперкара – McLaren и французский электрический Exagon. Пропорция – три новинки с двигателями внутреннего сгорания к двум электрическим или гибридным машинам – соответствует общему распределению экспонатов на салоне. Если тенденция роста новинок с альтернативными источниками движения продолжится, через четыре-шесть лет выставку можно будет спокойно переименовать в шоу электромобилей.

В новом статусе

Совсем недавно новинки на электротяге прятались в дальних павильонах, куда заходили лишь журналисты специфических изданий о транспорте будущего да чудаковатые посетители, обеспокоенные уровнем загрязнения окружающей среды и скоростью таяния льдов Гренландии. Теперь электромобили красуются на самых видных местах. Шоу-стоппер стенда Daimler – полноприводной электрический Mercedes-Benz SLS AMG Electric Drive. Главная новинка BMW – гибридный переднеприводной хетчбэк Active Tourer. Половина стенда Renault – электрические Zoe и Twizy. Центр экспозиции Nissan – концепт на электротяге Terra SUV с питанием от водородных топливных элементов. Hyundai оснастил свой кроссовер ix35 электромотором и аппаратурой преобразования водорода в электричество и собирается начать мелкосерийное производство машины уже в конце этого года. Mitsubishi показывает гибридный Outlander с аккумуляторной батареей большой емкости, которая позволяет не включать бензиновый мотор внедорожника при коротких пробегах. Пионер гибридостроения Toyota, кроме нескольких версий моделей на смешанной тяге, показывает электрифицированный городской компакт iQ и водородный концепт FCV-R.

Кроме того, целый павильон отдан под проекты на альтернативном топливе – газе, биоэтаноле, электричестве, водороде. Прямо в нем, под крышей – площадка для тест-драйвов и картодром. «Исколько может проехать ваш карт без подзарядки?» – усмехаюсь я. «Час – точно, а потом на полчаса надо «включить в розетку». Можно зарядить и быстрее, батарея литиево-ионная. Но самое главное – это дешево, на полную подзарядку уходит меньше евро.

«Зеленый» эксклюзив

Особняком на выставке стоят спорткары. Британская компания McLaren Automotive показала дизайн-проект своего будущего суперкара, преемника McLaren F1 1992 г., некогда самого быстрого серийного автомобиля планеты. Оранжево-черный макет «аэродинамически безупречного» карбонового спорткара воплотится в серийную машину примерно через полгода. Автомобиль не нацелен на рекорды абсолютной скорости, говорят создатели, но должен стать самым быстрым «гражданским» автомобилем на гоночном треке. Компания применила при строительстве машины технологии, отработанные в «Формуле-1» и гоночных сериях GT, – карбоновый монокок кабины, активное антикрыло, аэродинамическое моделирование кузова с использованием вычислительной гидродинамики (CFD). Стоимость машины пока не названа, но явно будет не ниже миллиона долларов (столько стоила предыдущая модель марки).

Рядом с британским «Эверестом» бензиновых технологий расположился нахальный электрический соперник – Exagon Motors. Французская компания из Маньи-Кур, где находится автодром французского этапа «Формулы-1», представила на публике свой первый серийный автомобиль – купе Furtive eGT. Несмотря на разницу в идеологии и опыте с McLaren, у спорткаров много общего: монокок кузова из карбона, задний привод и длинный список уникальных технологий. Блок батарей 53 кВт∙ч у Furtive занимает все пространство под полом автомобиля, что дает машине низкий и правильно расположенный центр тяжести. Два электромотора с жидкостным охлаждением Siemens по 148кВт (в сумме 402 л.с.) и 516 Нм приводят через трехступенчатую роботизированную коробку задние колеса. Разгон с места до 100км/ч – 3,5 с, максимальная скорость ограничена электроникой до 250 км/ч. Запас хода – от 290 до 360 км в зависимости от режима движения. При установке маленького бензинового мотора для подзарядки батарей автономный пробег возрастает до 800 км. Цена – от 380000 евро.

Немецкий Daimler тоже поставил на электрическую лошадку– в главном павильоне автосалона прошла премьера полноприводного суперкара Mercedes-Benz SLS AMG Electric Drive. Машина зеркально-голубой окраски ценой в 416 500 евро (что вдвое больше бензинового заднеприводного аналога M-B SLS AMG GT) приводится в действие четырьмя электромоторами (по одному на колесо) от батареи 60 кВт∙ч, занимающей туннель пола между сиденьями и весящей 548 кг. Привод дает машине 552 кВт (750 л.с.) мощности и 1000 Нм крутящего момента и разгоняет машину до 100 км/ч за 3,9с и до максимальной скорости 250 км/ч (ограничена электроникой). О запасе хода пока умалчивается. Зарядка от специального устройства занимает около трех часов, от бытовой розетки – 20. Для сбережения энергии используется система рекуперации кинетической энергии торможения KERS, заимствованная с болидов «Формулы-1». Автомобиль начнут продавать в июне 2013 г.

На правах хозяина

Французские производители, как всегда, доминируют в Париже количеством и размерами стендов, однако в этом году не блещут числом новинок. Renault не представил ни одного концепта, но зато красиво подал свою новинку – четвертое поколение европейского бестселлера Clio: стенд компании с сотнями подвижных овальных светильников под потолком – отдельный дизайнерский проект.

Бьют барабаны, сверкают фотовспышки: раскрываются громадные коробки, в которых ждали своего часа бюджетные новинки Renault – Logan и Sandero. Машины построены на прежней платформе, но внешне существенно изменились. У них новый салон с раздельными спинками задних сидений и передней панелью, появились регулировки рулевой колонки и мультимедийная система с сенсорным экраном. В России они поступят в продажу только в 2013 г., а в Европе – вскоре после премьеры.

Несколько новых седанов показывает PSA Peugeot Citroёn. Средних размеров Citroёn C4 L по конструкции аналогичен Peugeot 408, который недавно начал производиться на заводе компании в Калужской области, и скоро составит ему компанию. Компакт­ный Citroёn C-Elysee и одноплатформенный Peugeot 301 будут производиться в Испании и вот-вот появятся на российском рынке. Центральное место на стенде Peugeot занимает восхитительный концепт-кар купе Onyx, кузов которого сделан из меди и карбона, а салон – из войлока и материала Newspaper Wood, то есть из прессованных газет. Привод, разумеется, гибридный, на задние колеса, а к купе прилагаются концептуальный велосипед и трехколесный гибридный скутер.

Новинок с традиционными моторами внутреннего сгорания много, но почти всегда действует неизменное правило– прилагается и версия с гибридным приводом. Многие марки выставляют на стендах не весь модельный ряд, а лишь одну новинку в нескольких цветах и модификациях: Volkswagen – седьмое поколение Golf, Opel – стильную микролитражку Adam, Seat – стремительный хетчбэк Leon, Skoda – практичный лифт­бэк Rapid, Jaguar– спорткупе F-Type, Land Rover – новое поколение полностью алюминиевого Range Rover.

Примерить на себя

Пройдя по кругу, снова оказываюсь у стенда Lumeneo. К вечеру журналисты сменились другой публикой– семейными парами, как правило, с детьми, которые проникли на работающий для специалистов салон по приглашениям. Их внимание к новинкам носит другой оттенок – не просто осмотреть со всех сторон, а обязательно примерить на себя, залезть внутрь, задать простые житейские вопросы: сколько стоит, какой расход топлива, сколько действует гарантия, где и когда можно получить авто на тест-драйв. Месье Мулена сменили другие сотрудники фирмы, которые без устали рассказывают о терморегуляции аккумулятора, о самых прогрессивных электромоторах, о езде между рядами и произносят магическую фразу: «Один евро на сто километров».

Эти простые слова пьянят европейца, как глоток чистого кислорода. Когда литр бензина или дизеля дороже одного евро как минимум в полтора раза, цена самой машины не имеет большого значения, особенно с учетом стоимости кредитов и субсидий на покупку электромобилей (во Франции, например, они достигают 7000 евро). Витоге с покупателей за Renault Zoe просят от 13 700 евро, за двухместный квадроцикл Twizy – 7000-8500 (правда, за аренду батареи придется доплачивать ежемесячно по 50-75 евро). Двухместный Lumeneo стоит с аккумуляторами 15 500-20 000 евро, четырехместный – 26 000. Многие покупатели уже готовы заплатить больше сразу, чтобы потом не тратить ползарплаты на бензин.

По территории выставки ездят бесшумные электрические грузовички и почти бесшумные подключаемые гибриды. Сегодня почти в любой подземной парковке Парижа можно найти станцию подзарядки, а стоянки проката электрических Autolib здесь есть на каждом углу. Европа готовится перейти на электричество, и это уже не экологическая блажь, а экономическая реальность.